Решение по делу № 381/2012-М/Т в отношении ОАО "Рязаньнефтепродукт"

Номер дела: 381/2012-М/Т
Дата публикации: 14 января 2013, 16:02

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 381/2012-М/Т

"14"    января           2013г. г.Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Луканцова В.В., руководителя управления, председателя Комиссии, членов Комиссии: Сальникова А.Д.,начальника отдела, Мордвинова Ю.И., главного специалиста-эксперта, при участии: заявителя ООО «Сельскохозяйственая компания» представитель < … > (доверенность от 03.12.2012 в материалах дела), ответчика ОАО «Рязаньнефтепродукт» представитель < … > (доверенность №21 от 01.01.2012 в материалах дела), рассмотрев дело №381/2012-М/Т по признакам нарушения ОАО «РНП» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

ОАО «Рязаньнефтепродукт» согласно п.2.1. Устава является юридическим лицом, согласно п.3.2 предметом деятельности общества являются купля-продажа нефтепродуктов; транспортные услуги по перевозке нефтепродуктов; услуги по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов; обеспечение нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами потребителей, транспортировка нефтепродуктов; и т.д., вправе осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Двенадцатого октября 2012 года в Рязанское УФАС России поступило заявление ООО «Сельскохозяйственная компания» №45 от 12.10.2012 (вх. №3596 от 12.10.2012) на действия  ОАО «Рязаньнефтепродукт», далее ОАО «РНП», выразившиеся в установлении в соглашении, о поставке нефтепродуктов по сниженным ценам, запрета на хранение нефтепродуктов у сторонних нефтебаз, АЗК/АЗС.

ОАО «Рязаньнефтепродукт» направило в адрес ООО «Сельскохозяйственая компания» дополнительное соглашение к договору №РНП-2335/12 от 01.02.2012 организации поставок нефтепродуктов (далее рамочный договор). Пунктом 1 указанного соглашения вводятся требования о запрете хранения приобретенных нефтепродуктов в емкостях нефтебаз, АЗК, АЗС сторонних организаций. Пунктом 2 того же соглашения установлено в случае нарушения условий дополнительного соглашения, поставщик – ОАО «РНП» вправе расторгнуть договор и прекратить поставки нефтепродуктов по льготной цене в адрес покупателя, а так же пересчет отпущенных по льготной цене нефтепродуктов по цене мелкооптовой реализации, действовавшей на дату выборки. Исходящим №20-1548 от 03.09.2012 в адрес ООО «Сельскохозяйственная компания» ОАО «РНП» указало, что при отсутствии дополнительного соглашения с 01.10.2012 отпуск топлива сельскохозяйственным товаропроизводителям будет осуществляться по рыночным ценам.

Согласно проведенного Рязанским УФАС России Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке нефтепродуктов реализуемых сельскохозяйственым товаропроизводителям Рязанской области по сниженным ценам в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, доля ОАО «Рязаньнефтепродукт» на рынке дизельного топлива реализуемого по сниженным ценам  составляет 100%, в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» положение общества признается доминирующим.

Постановлением Правительства РФ №129 от 05.03.2010 (далее Постановление №129) в пункте 2 установлено, что соглашения, заключаемые поставщиками, в нашем случае ОАО «Рязаньнефтепродукт», горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в перечни, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства РФ №129, признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий:

а) предметом соглашений является поставка отдельных видов горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам, предусмотренным пунктом 3 настоящего постановления;

б) соглашения не ограничивают право сельскохозяйственных товаропроизводителей выбрать поставщиков горюче-смазочных материалов и не содержат требования, не относящиеся к предмету соглашений;

в) в соглашениях предусматривается использование сельскохозяйственными товаропроизводителями горюче-смазочных материалов, приобретаемых по сниженным ценам, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ;

г) в соглашениях не допускается переуступка сельскохозяйственными товаропроизводителями права участия в соглашениях.

В соответствии с пунктом 3 Постановления №129 соглашения, предусмотренные пунктами 1,2 указанного постановления заключаются в письменной форме на срок действия до 1 декабря 2012 года и предусматривают меры, предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям. Указанные цены устанавливаются со скидкой 20 процентов от средней оптовой цены сложившейся во втором квартале 2012 года в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов.

Соглашения о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области и ОАО «Рязаньнефтепродукт» от 06.02.2012, от 10.06.2012 заключены в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ №129, типовое Соглашение направленное поставщиком ГСМ- ОАО «Рязаньнефтепродукт» сельскохозяйственным товаропроизводителям Рязанской области, в том числе ООО «Селькохозяйственная компания» в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ №129 допустимы в соответствии с частью 2  статьи 13 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006   «О защите конкуренции».

Исходящим №2936 от 18.10.2012 Рязанское УФАС России направило в адрес ОАО «Рязаньнефтепродукт» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении, по мнению управления, неправомерных запретов на хранение нефтепродуктов приобретенных по сниженным (льготным) ценам у сторонних нефтебаз, АЗК, АЗС. По результатам рассмотрения предупреждения ОАО «РНП» устранило из текста соглашения требование о запрете хранения нефтепродукта в емкостях сторонних нефтебаз (исх.№11-1926 от 25.10.2012), что было подтверждено представителем ОАО «РНП» на заседании Комиссии и отражено в протоколе. Требование о запрете хранения льготного нефтепродукта на сторонних АЗК, АЗС остались в тексте соглашения.

Рязанское УФАС России возбудило дело и исх.№3105 от 30.10.2012 направило в адрес ОАО «РНП» Определение о назначении дела №381/2012-М/Т о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению по признакам нарушения п.3 части 1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2012 «О защите конкуренции» в части установления запрета на хранение нефтепродуктов сельскохозяйственными товаропроизводителями, приобретенных по сниженным ценам, у сторонних АЗК, АЗС.

Относительно позиции ОАО «РНП» изложенной в исх.№11-2202 от 29.11.2012 (ДСП, Рязанское УФАС России), №11-2312 от 14.12.2012:

- заключение соглашений о реализации нефтепродуктов по льготным ценам и их поставка является правом, а не обязанностью Общества;

- положения статьи 10 Закона о защите конкуренции не применимы, т.к. обращение нефтепродуктов по льготным ценам является отличным от рынка оптовой реализации, в отношении которого общество внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на соответствующем товарном рынке долю более 35%, цена не является рыночной, регулируется;

- условие о запрете хранения «льготных» нефтепродуктов на АЗС, АЗК, постановлением правительства РФ не отнесено к условиям, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении таких соглашений;

- наличие в резервуаре АЗС  топлива хоть на литр меньше, чем было оставлено на хранение, является нецелевым использованием  и нарушением требований постановления Правительства РФ №129.

ОАО «РНП» просило производство по делу №381/2012-М/Т прекратить.

Исходя из норм статьи 8 ГК РФ при возникновении прав возникают обязанности. В рассматриваемом случае соглашения между поставщиком и сельскохозяйственным товаропроизводителем осуществляются в условиях рамочного договора купли-продажи нефтепродукта, в том числе дизельного топлива и по льготной цене, что свидетельствует о наличии товарного рынка предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». На этом рынке, как указано выше ОАО «Рязаньнефтепродукт» занимает доминирующее положение.

Относительно применимости статьи 10 Закона о защите конкуренции. Допустимость соглашений согласно части 1 ст.13 Федерального закона №135-ФЗ от26.07.2006 «О защите конкуренции» распространяются  на действия хозяйствующих субъектов, предусмотренных частью 1 статьи 10 указанного закона (за исключением действий, указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности) 2,3,5,6,7 и 10 части 1 статьи 10 указанного закона, если такими действиями, соглашениями и т.д. не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий. Рассматриваемые действия по установлению цены не являются результатом инновационной деятельности. Рассматриваемые действия касаются вопроса их правомерности установленным требованиям п.2 постановления Правительства РФ №129, т.е. ограничения несоответствующие достижению цели таких действий. Поэтому требования о запрете хранения нефтепродуктов, приобретенных по сниженной (льготной) цене, на АЗК, АЗС рассматривается по признакам нарушения п.3 части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции, как навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него.

Рассмотрев правомерность установления запрета на хранение на сторонних АЗС, АЗК нефтепродуктов, приобретенных по сниженным (льготным) ценам в соответствии с постановлением Правительства №129 Комиссия пришла к выводам, что такие действия правомерны по следующим основаниям.

Согласно договора №3 хранения товаров от 23.03.2012 заключенного между ООО «Сервистранс» -Хранитель и ООО «Сельскохозяйственная компания»-Паклажедатель. Предметом этого договора является обязанность Хранителя на условиях, установленных договором, за вознаграждение принимать и хранить передаваемые ему Поклажедателем товары и возвращать аналогичные товары по требованию Поклажедателю (п.1.1). Согласно актам сверки ООО «Сервистранс» с ООО «Сельскохозяйственная компания» по договору хранения №3 от 23.03.2012, предусмотрен заем нефтепродуктов. Передаваемые на хранение товары могут смешиваться с товарами того же рода и качества других поклажедателей (п.1.4.). Хранитель принимает все меры для обеспечения сохранности товаров, переданных на хранение (п.2.4.). Хранитель возвращает по требованию Поклажедателя товар, равный по количеству, роду и качеству переданному на хранение товару (п.2.5.). За оказание услуг по хранению товаров Поклажедатель уплачивает Хранителю вознаграждение, сумма которого оговаривается в приложении к договору, являющимся неотъемлемой его частью (п.3.1.). Приложением №1 к договору №3 хранения товара от 23.03.2012 установлено вознаграждение в размере 1,20 руб. за каждый литр отпущенных с хранения нефтепродуктов. Согласно п.5.3. Хранитель вправе использовать в качестве обеспечения обязательств по настоящему договору удержание товаров, переданных на хранение, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поклажедателем своих обязательств по оплате услуг хранения. Данное требование свидетельствует о возможности использования хранимого товара – дизельного топлива не исключительно для проведения сельскохозяйственных работ в нарушение подпункта «в» пункта 2 Постановления №129 о допустимости соглашения, заключаемого поставщиком с сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Кроме указанного, специфика реализации нефтепродуктов через АЗС предполагает невозможность отказа участника розничного рынка в реализации топлива в случае его наличия, в силу публичности  договора розничной реализации, использование хранимого объема топлива, закупленного по сниженным (льготным) ценам, является переуступкой прав на него третьему лицу, использование не исключительно для проведения сельскохозяйственных работ. Кроме этого создает преимущественные (неравные), дискриминационные  условия деятельности розничному продавцу по отношению к другим участникам розничного рынка в период летнего дефицита топлива, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». ОАО «Рязаньнефтепродукт»  рассматриваемыми действиями препятствует нарушению вышеуказанных норм.

В исх.№201/03 от 14.12.2012 Управления сельского хозяйства муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области информирует  о наличии у заявителя емкости на 15т.для хранения дизельного топлива. Данный факт свидетельствует об отсутствии у заявителя необходимости прибегать к услугам хранения нефтепродуктов на АЗС.

Предложение представителя заявителя осуществить запрос ООО «Сервистранс» о суточных объемах продажи, поступления топлива на АЗС по адресу Рязанская область, г. Рыбное, ул.Веселая, д.27 откланяется , т.к. при недопустимости рассматриваемого запрета о хранении нефтепродуктов, приобретенных по сниженным ценам возникает нарушение Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В связи с вышеуказанным, действия ОАО «Рязаньнефтепродукт» по установлению запрета на хранение у сторонних АЗС, АЗК нефтепродукта, приобретаемого  в соответствии с Постановлением №129,  признаются правомерными.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №381/2012-М/Т производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7533 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 381/2012-М/Т в отношении ОАО "Рязаньнефтепродукт" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7533 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358165270 [changed] => 1370517074 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517074 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 381/2012-М/Т

"14"    января           2013г. г.Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Луканцова В.В., руководителя управления, председателя Комиссии, членов Комиссии: Сальникова А.Д.,начальника отдела, Мордвинова Ю.И., главного специалиста-эксперта, при участии: заявителя ООО «Сельскохозяйственая компания» представитель < … > (доверенность от 03.12.2012 в материалах дела), ответчика ОАО «Рязаньнефтепродукт» представитель < … > (доверенность №21 от 01.01.2012 в материалах дела), рассмотрев дело №381/2012-М/Т по признакам нарушения ОАО «РНП» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

ОАО «Рязаньнефтепродукт» согласно п.2.1. Устава является юридическим лицом, согласно п.3.2 предметом деятельности общества являются купля-продажа нефтепродуктов; транспортные услуги по перевозке нефтепродуктов; услуги по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов; обеспечение нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами потребителей, транспортировка нефтепродуктов; и т.д., вправе осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Двенадцатого октября 2012 года в Рязанское УФАС России поступило заявление ООО «Сельскохозяйственная компания» №45 от 12.10.2012 (вх. №3596 от 12.10.2012) на действия  ОАО «Рязаньнефтепродукт», далее ОАО «РНП», выразившиеся в установлении в соглашении, о поставке нефтепродуктов по сниженным ценам, запрета на хранение нефтепродуктов у сторонних нефтебаз, АЗК/АЗС.

ОАО «Рязаньнефтепродукт» направило в адрес ООО «Сельскохозяйственая компания» дополнительное соглашение к договору №РНП-2335/12 от 01.02.2012 организации поставок нефтепродуктов (далее рамочный договор). Пунктом 1 указанного соглашения вводятся требования о запрете хранения приобретенных нефтепродуктов в емкостях нефтебаз, АЗК, АЗС сторонних организаций. Пунктом 2 того же соглашения установлено в случае нарушения условий дополнительного соглашения, поставщик – ОАО «РНП» вправе расторгнуть договор и прекратить поставки нефтепродуктов по льготной цене в адрес покупателя, а так же пересчет отпущенных по льготной цене нефтепродуктов по цене мелкооптовой реализации, действовавшей на дату выборки. Исходящим №20-1548 от 03.09.2012 в адрес ООО «Сельскохозяйственная компания» ОАО «РНП» указало, что при отсутствии дополнительного соглашения с 01.10.2012 отпуск топлива сельскохозяйственным товаропроизводителям будет осуществляться по рыночным ценам.

Согласно проведенного Рязанским УФАС России Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке нефтепродуктов реализуемых сельскохозяйственым товаропроизводителям Рязанской области по сниженным ценам в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, доля ОАО «Рязаньнефтепродукт» на рынке дизельного топлива реализуемого по сниженным ценам  составляет 100%, в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» положение общества признается доминирующим.

Постановлением Правительства РФ №129 от 05.03.2010 (далее Постановление №129) в пункте 2 установлено, что соглашения, заключаемые поставщиками, в нашем случае ОАО «Рязаньнефтепродукт», горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в перечни, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства РФ №129, признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий:

а) предметом соглашений является поставка отдельных видов горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам, предусмотренным пунктом 3 настоящего постановления;

б) соглашения не ограничивают право сельскохозяйственных товаропроизводителей выбрать поставщиков горюче-смазочных материалов и не содержат требования, не относящиеся к предмету соглашений;

в) в соглашениях предусматривается использование сельскохозяйственными товаропроизводителями горюче-смазочных материалов, приобретаемых по сниженным ценам, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ;

г) в соглашениях не допускается переуступка сельскохозяйственными товаропроизводителями права участия в соглашениях.

В соответствии с пунктом 3 Постановления №129 соглашения, предусмотренные пунктами 1,2 указанного постановления заключаются в письменной форме на срок действия до 1 декабря 2012 года и предусматривают меры, предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям. Указанные цены устанавливаются со скидкой 20 процентов от средней оптовой цены сложившейся во втором квартале 2012 года в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов.

Соглашения о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области и ОАО «Рязаньнефтепродукт» от 06.02.2012, от 10.06.2012 заключены в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ №129, типовое Соглашение направленное поставщиком ГСМ- ОАО «Рязаньнефтепродукт» сельскохозяйственным товаропроизводителям Рязанской области, в том числе ООО «Селькохозяйственная компания» в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ №129 допустимы в соответствии с частью 2  статьи 13 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006   «О защите конкуренции».

Исходящим №2936 от 18.10.2012 Рязанское УФАС России направило в адрес ОАО «Рязаньнефтепродукт» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении, по мнению управления, неправомерных запретов на хранение нефтепродуктов приобретенных по сниженным (льготным) ценам у сторонних нефтебаз, АЗК, АЗС. По результатам рассмотрения предупреждения ОАО «РНП» устранило из текста соглашения требование о запрете хранения нефтепродукта в емкостях сторонних нефтебаз (исх.№11-1926 от 25.10.2012), что было подтверждено представителем ОАО «РНП» на заседании Комиссии и отражено в протоколе. Требование о запрете хранения льготного нефтепродукта на сторонних АЗК, АЗС остались в тексте соглашения.

Рязанское УФАС России возбудило дело и исх.№3105 от 30.10.2012 направило в адрес ОАО «РНП» Определение о назначении дела №381/2012-М/Т о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению по признакам нарушения п.3 части 1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2012 «О защите конкуренции» в части установления запрета на хранение нефтепродуктов сельскохозяйственными товаропроизводителями, приобретенных по сниженным ценам, у сторонних АЗК, АЗС.

Относительно позиции ОАО «РНП» изложенной в исх.№11-2202 от 29.11.2012 (ДСП, Рязанское УФАС России), №11-2312 от 14.12.2012:

- заключение соглашений о реализации нефтепродуктов по льготным ценам и их поставка является правом, а не обязанностью Общества;

- положения статьи 10 Закона о защите конкуренции не применимы, т.к. обращение нефтепродуктов по льготным ценам является отличным от рынка оптовой реализации, в отношении которого общество внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на соответствующем товарном рынке долю более 35%, цена не является рыночной, регулируется;

- условие о запрете хранения «льготных» нефтепродуктов на АЗС, АЗК, постановлением правительства РФ не отнесено к условиям, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении таких соглашений;

- наличие в резервуаре АЗС  топлива хоть на литр меньше, чем было оставлено на хранение, является нецелевым использованием  и нарушением требований постановления Правительства РФ №129.

ОАО «РНП» просило производство по делу №381/2012-М/Т прекратить.

Исходя из норм статьи 8 ГК РФ при возникновении прав возникают обязанности. В рассматриваемом случае соглашения между поставщиком и сельскохозяйственным товаропроизводителем осуществляются в условиях рамочного договора купли-продажи нефтепродукта, в том числе дизельного топлива и по льготной цене, что свидетельствует о наличии товарного рынка предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». На этом рынке, как указано выше ОАО «Рязаньнефтепродукт» занимает доминирующее положение.

Относительно применимости статьи 10 Закона о защите конкуренции. Допустимость соглашений согласно части 1 ст.13 Федерального закона №135-ФЗ от26.07.2006 «О защите конкуренции» распространяются  на действия хозяйствующих субъектов, предусмотренных частью 1 статьи 10 указанного закона (за исключением действий, указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности) 2,3,5,6,7 и 10 части 1 статьи 10 указанного закона, если такими действиями, соглашениями и т.д. не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий. Рассматриваемые действия по установлению цены не являются результатом инновационной деятельности. Рассматриваемые действия касаются вопроса их правомерности установленным требованиям п.2 постановления Правительства РФ №129, т.е. ограничения несоответствующие достижению цели таких действий. Поэтому требования о запрете хранения нефтепродуктов, приобретенных по сниженной (льготной) цене, на АЗК, АЗС рассматривается по признакам нарушения п.3 части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции, как навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него.

Рассмотрев правомерность установления запрета на хранение на сторонних АЗС, АЗК нефтепродуктов, приобретенных по сниженным (льготным) ценам в соответствии с постановлением Правительства №129 Комиссия пришла к выводам, что такие действия правомерны по следующим основаниям.

Согласно договора №3 хранения товаров от 23.03.2012 заключенного между ООО «Сервистранс» -Хранитель и ООО «Сельскохозяйственная компания»-Паклажедатель. Предметом этого договора является обязанность Хранителя на условиях, установленных договором, за вознаграждение принимать и хранить передаваемые ему Поклажедателем товары и возвращать аналогичные товары по требованию Поклажедателю (п.1.1). Согласно актам сверки ООО «Сервистранс» с ООО «Сельскохозяйственная компания» по договору хранения №3 от 23.03.2012, предусмотрен заем нефтепродуктов. Передаваемые на хранение товары могут смешиваться с товарами того же рода и качества других поклажедателей (п.1.4.). Хранитель принимает все меры для обеспечения сохранности товаров, переданных на хранение (п.2.4.). Хранитель возвращает по требованию Поклажедателя товар, равный по количеству, роду и качеству переданному на хранение товару (п.2.5.). За оказание услуг по хранению товаров Поклажедатель уплачивает Хранителю вознаграждение, сумма которого оговаривается в приложении к договору, являющимся неотъемлемой его частью (п.3.1.). Приложением №1 к договору №3 хранения товара от 23.03.2012 установлено вознаграждение в размере 1,20 руб. за каждый литр отпущенных с хранения нефтепродуктов. Согласно п.5.3. Хранитель вправе использовать в качестве обеспечения обязательств по настоящему договору удержание товаров, переданных на хранение, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поклажедателем своих обязательств по оплате услуг хранения. Данное требование свидетельствует о возможности использования хранимого товара – дизельного топлива не исключительно для проведения сельскохозяйственных работ в нарушение подпункта «в» пункта 2 Постановления №129 о допустимости соглашения, заключаемого поставщиком с сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Кроме указанного, специфика реализации нефтепродуктов через АЗС предполагает невозможность отказа участника розничного рынка в реализации топлива в случае его наличия, в силу публичности  договора розничной реализации, использование хранимого объема топлива, закупленного по сниженным (льготным) ценам, является переуступкой прав на него третьему лицу, использование не исключительно для проведения сельскохозяйственных работ. Кроме этого создает преимущественные (неравные), дискриминационные  условия деятельности розничному продавцу по отношению к другим участникам розничного рынка в период летнего дефицита топлива, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». ОАО «Рязаньнефтепродукт»  рассматриваемыми действиями препятствует нарушению вышеуказанных норм.

В исх.№201/03 от 14.12.2012 Управления сельского хозяйства муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области информирует  о наличии у заявителя емкости на 15т.для хранения дизельного топлива. Данный факт свидетельствует об отсутствии у заявителя необходимости прибегать к услугам хранения нефтепродуктов на АЗС.

Предложение представителя заявителя осуществить запрос ООО «Сервистранс» о суточных объемах продажи, поступления топлива на АЗС по адресу Рязанская область, г. Рыбное, ул.Веселая, д.27 откланяется , т.к. при недопустимости рассматриваемого запрета о хранении нефтепродуктов, приобретенных по сниженным ценам возникает нарушение Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В связи с вышеуказанным, действия ОАО «Рязаньнефтепродукт» по установлению запрета на хранение у сторонних АЗС, АЗК нефтепродукта, приобретаемого  в соответствии с Постановлением №129,  признаются правомерными.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №381/2012-М/Т производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 381/2012-М/Т

"14"    января           2013г. г.Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Луканцова В.В., руководителя управления, председателя Комиссии, членов Комиссии: Сальникова А.Д.,начальника отдела, Мордвинова Ю.И., главного специалиста-эксперта, при участии: заявителя ООО «Сельскохозяйственая компания» представитель < … > (доверенность от 03.12.2012 в материалах дела), ответчика ОАО «Рязаньнефтепродукт» представитель < … > (доверенность №21 от 01.01.2012 в материалах дела), рассмотрев дело №381/2012-М/Т по признакам нарушения ОАО «РНП» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

ОАО «Рязаньнефтепродукт» согласно п.2.1. Устава является юридическим лицом, согласно п.3.2 предметом деятельности общества являются купля-продажа нефтепродуктов; транспортные услуги по перевозке нефтепродуктов; услуги по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов; обеспечение нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами потребителей, транспортировка нефтепродуктов; и т.д., вправе осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Двенадцатого октября 2012 года в Рязанское УФАС России поступило заявление ООО «Сельскохозяйственная компания» №45 от 12.10.2012 (вх. №3596 от 12.10.2012) на действия  ОАО «Рязаньнефтепродукт», далее ОАО «РНП», выразившиеся в установлении в соглашении, о поставке нефтепродуктов по сниженным ценам, запрета на хранение нефтепродуктов у сторонних нефтебаз, АЗК/АЗС.

ОАО «Рязаньнефтепродукт» направило в адрес ООО «Сельскохозяйственая компания» дополнительное соглашение к договору №РНП-2335/12 от 01.02.2012 организации поставок нефтепродуктов (далее рамочный договор). Пунктом 1 указанного соглашения вводятся требования о запрете хранения приобретенных нефтепродуктов в емкостях нефтебаз, АЗК, АЗС сторонних организаций. Пунктом 2 того же соглашения установлено в случае нарушения условий дополнительного соглашения, поставщик – ОАО «РНП» вправе расторгнуть договор и прекратить поставки нефтепродуктов по льготной цене в адрес покупателя, а так же пересчет отпущенных по льготной цене нефтепродуктов по цене мелкооптовой реализации, действовавшей на дату выборки. Исходящим №20-1548 от 03.09.2012 в адрес ООО «Сельскохозяйственная компания» ОАО «РНП» указало, что при отсутствии дополнительного соглашения с 01.10.2012 отпуск топлива сельскохозяйственным товаропроизводителям будет осуществляться по рыночным ценам.

Согласно проведенного Рязанским УФАС России Анализа состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке нефтепродуктов реализуемых сельскохозяйственым товаропроизводителям Рязанской области по сниженным ценам в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, доля ОАО «Рязаньнефтепродукт» на рынке дизельного топлива реализуемого по сниженным ценам  составляет 100%, в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» положение общества признается доминирующим.

Постановлением Правительства РФ №129 от 05.03.2010 (далее Постановление №129) в пункте 2 установлено, что соглашения, заключаемые поставщиками, в нашем случае ОАО «Рязаньнефтепродукт», горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в перечни, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства РФ №129, признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий:

а) предметом соглашений является поставка отдельных видов горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам, предусмотренным пунктом 3 настоящего постановления;

б) соглашения не ограничивают право сельскохозяйственных товаропроизводителей выбрать поставщиков горюче-смазочных материалов и не содержат требования, не относящиеся к предмету соглашений;

в) в соглашениях предусматривается использование сельскохозяйственными товаропроизводителями горюче-смазочных материалов, приобретаемых по сниженным ценам, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ;

г) в соглашениях не допускается переуступка сельскохозяйственными товаропроизводителями права участия в соглашениях.

В соответствии с пунктом 3 Постановления №129 соглашения, предусмотренные пунктами 1,2 указанного постановления заключаются в письменной форме на срок действия до 1 декабря 2012 года и предусматривают меры, предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям. Указанные цены устанавливаются со скидкой 20 процентов от средней оптовой цены сложившейся во втором квартале 2012 года в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов.

Соглашения о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области и ОАО «Рязаньнефтепродукт» от 06.02.2012, от 10.06.2012 заключены в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ №129, типовое Соглашение направленное поставщиком ГСМ- ОАО «Рязаньнефтепродукт» сельскохозяйственным товаропроизводителям Рязанской области, в том числе ООО «Селькохозяйственная компания» в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ №129 допустимы в соответствии с частью 2  статьи 13 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006   «О защите конкуренции».

Исходящим №2936 от 18.10.2012 Рязанское УФАС России направило в адрес ОАО «Рязаньнефтепродукт» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении, по мнению управления, неправомерных запретов на хранение нефтепродуктов приобретенных по сниженным (льготным) ценам у сторонних нефтебаз, АЗК, АЗС. По результатам рассмотрения предупреждения ОАО «РНП» устранило из текста соглашения требование о запрете хранения нефтепродукта в емкостях сторонних нефтебаз (исх.№11-1926 от 25.10.2012), что было подтверждено представителем ОАО «РНП» на заседании Комиссии и отражено в протоколе. Требование о запрете хранения льготного нефтепродукта на сторонних АЗК, АЗС остались в тексте соглашения.

Рязанское УФАС России возбудило дело и исх.№3105 от 30.10.2012 направило в адрес ОАО «РНП» Определение о назначении дела №381/2012-М/Т о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению по признакам нарушения п.3 части 1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2012 «О защите конкуренции» в части установления запрета на хранение нефтепродуктов сельскохозяйственными товаропроизводителями, приобретенных по сниженным ценам, у сторонних АЗК, АЗС.

Относительно позиции ОАО «РНП» изложенной в исх.№11-2202 от 29.11.2012 (ДСП, Рязанское УФАС России), №11-2312 от 14.12.2012:

- заключение соглашений о реализации нефтепродуктов по льготным ценам и их поставка является правом, а не обязанностью Общества;

- положения статьи 10 Закона о защите конкуренции не применимы, т.к. обращение нефтепродуктов по льготным ценам является отличным от рынка оптовой реализации, в отношении которого общество внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на соответствующем товарном рынке долю более 35%, цена не является рыночной, регулируется;

- условие о запрете хранения «льготных» нефтепродуктов на АЗС, АЗК, постановлением правительства РФ не отнесено к условиям, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении таких соглашений;

- наличие в резервуаре АЗС  топлива хоть на литр меньше, чем было оставлено на хранение, является нецелевым использованием  и нарушением требований постановления Правительства РФ №129.

ОАО «РНП» просило производство по делу №381/2012-М/Т прекратить.

Исходя из норм статьи 8 ГК РФ при возникновении прав возникают обязанности. В рассматриваемом случае соглашения между поставщиком и сельскохозяйственным товаропроизводителем осуществляются в условиях рамочного договора купли-продажи нефтепродукта, в том числе дизельного топлива и по льготной цене, что свидетельствует о наличии товарного рынка предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». На этом рынке, как указано выше ОАО «Рязаньнефтепродукт» занимает доминирующее положение.

Относительно применимости статьи 10 Закона о защите конкуренции. Допустимость соглашений согласно части 1 ст.13 Федерального закона №135-ФЗ от26.07.2006 «О защите конкуренции» распространяются  на действия хозяйствующих субъектов, предусмотренных частью 1 статьи 10 указанного закона (за исключением действий, указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности) 2,3,5,6,7 и 10 части 1 статьи 10 указанного закона, если такими действиями, соглашениями и т.д. не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий. Рассматриваемые действия по установлению цены не являются результатом инновационной деятельности. Рассматриваемые действия касаются вопроса их правомерности установленным требованиям п.2 постановления Правительства РФ №129, т.е. ограничения несоответствующие достижению цели таких действий. Поэтому требования о запрете хранения нефтепродуктов, приобретенных по сниженной (льготной) цене, на АЗК, АЗС рассматривается по признакам нарушения п.3 части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции, как навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него.

Рассмотрев правомерность установления запрета на хранение на сторонних АЗС, АЗК нефтепродуктов, приобретенных по сниженным (льготным) ценам в соответствии с постановлением Правительства №129 Комиссия пришла к выводам, что такие действия правомерны по следующим основаниям.

Согласно договора №3 хранения товаров от 23.03.2012 заключенного между ООО «Сервистранс» -Хранитель и ООО «Сельскохозяйственная компания»-Паклажедатель. Предметом этого договора является обязанность Хранителя на условиях, установленных договором, за вознаграждение принимать и хранить передаваемые ему Поклажедателем товары и возвращать аналогичные товары по требованию Поклажедателю (п.1.1). Согласно актам сверки ООО «Сервистранс» с ООО «Сельскохозяйственная компания» по договору хранения №3 от 23.03.2012, предусмотрен заем нефтепродуктов. Передаваемые на хранение товары могут смешиваться с товарами того же рода и качества других поклажедателей (п.1.4.). Хранитель принимает все меры для обеспечения сохранности товаров, переданных на хранение (п.2.4.). Хранитель возвращает по требованию Поклажедателя товар, равный по количеству, роду и качеству переданному на хранение товару (п.2.5.). За оказание услуг по хранению товаров Поклажедатель уплачивает Хранителю вознаграждение, сумма которого оговаривается в приложении к договору, являющимся неотъемлемой его частью (п.3.1.). Приложением №1 к договору №3 хранения товара от 23.03.2012 установлено вознаграждение в размере 1,20 руб. за каждый литр отпущенных с хранения нефтепродуктов. Согласно п.5.3. Хранитель вправе использовать в качестве обеспечения обязательств по настоящему договору удержание товаров, переданных на хранение, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поклажедателем своих обязательств по оплате услуг хранения. Данное требование свидетельствует о возможности использования хранимого товара – дизельного топлива не исключительно для проведения сельскохозяйственных работ в нарушение подпункта «в» пункта 2 Постановления №129 о допустимости соглашения, заключаемого поставщиком с сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Кроме указанного, специфика реализации нефтепродуктов через АЗС предполагает невозможность отказа участника розничного рынка в реализации топлива в случае его наличия, в силу публичности  договора розничной реализации, использование хранимого объема топлива, закупленного по сниженным (льготным) ценам, является переуступкой прав на него третьему лицу, использование не исключительно для проведения сельскохозяйственных работ. Кроме этого создает преимущественные (неравные), дискриминационные  условия деятельности розничному продавцу по отношению к другим участникам розничного рынка в период летнего дефицита топлива, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». ОАО «Рязаньнефтепродукт»  рассматриваемыми действиями препятствует нарушению вышеуказанных норм.

В исх.№201/03 от 14.12.2012 Управления сельского хозяйства муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области информирует  о наличии у заявителя емкости на 15т.для хранения дизельного топлива. Данный факт свидетельствует об отсутствии у заявителя необходимости прибегать к услугам хранения нефтепродуктов на АЗС.

Предложение представителя заявителя осуществить запрос ООО «Сервистранс» о суточных объемах продажи, поступления топлива на АЗС по адресу Рязанская область, г. Рыбное, ул.Веселая, д.27 откланяется , т.к. при недопустимости рассматриваемого запрета о хранении нефтепродуктов, приобретенных по сниженным ценам возникает нарушение Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В связи с вышеуказанным, действия ОАО «Рязаньнефтепродукт» по установлению запрета на хранение у сторонних АЗС, АЗК нефтепродукта, приобретаемого  в соответствии с Постановлением №129,  признаются правомерными.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №381/2012-М/Т производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 381/2012-М/Т [format] => [safe_value] => 381/2012-М/Т ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 42 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 42 [vid] => 6 [name] => Товарные рынки [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-14 12:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-14 12:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358165270 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )