Решение по делу № 299/2012-М/Т в отношении ЗАО "Озерецкий молочный комбинат"

Номер дела: 299/2012-М/Т
Дата публикации: 28 ноября 2012, 14:06

РЕШЕНИЕ

по делу № 299/2012-М/Т

Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Колупаева Е.В., ведущий специалист – эксперт, Грачева Д.В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А. специалист 1-го разряда, в присутствии представителя ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» - <…>, в отсутствии уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела  представителя заинтересованного лица – председателя Союза производителей цельного молока Рязанской области <…>., рассмотрев дело № 299/2012-М/Т по признакам нарушения ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес УФАС России по Рязанской области были направлены Министерством экономического развития и торговли Рязанской области для рассмотрения материалы (вх. № 2402 от 23.07.2012г., вх.№ 2772 от 22.08.2012г.) Союза производителей цельного молока Рязанской области, указывающие на признаки недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» <….>.

30.05.2012г. в торговом доме «Барс» <…> комиссией в составе представителей Союза производителей цельного молока Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ», проводилась закупка молочной продукции – масло традиционное сливочное масса нетто 180г. массовая доля жирности 82,5%, производимой ЗАО «Озерецкий молочный комбинат».

В соответствии с актом закупки образцов молочной продукции (от 30.05.2012г.) указанный товар в количестве 1 образца (пачки) в тот же день был передан в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

После проведения экспертизы Союз производителей цельного молока Рязанской области получил протокол лабораторных испытаний № 1707 от 06.06.2012г.

По результатам испытаний эксперты установили: исследованный образец по идентификационным признакам не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и ГОСТР Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия». Содержание молочного жира составляет 70,0%.

Из заключения протокола лабораторных испытаний (№ 1706 от 06.06.2012 г.) следует, что товар не соответствует требованиям для данной продукции.

ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» указывает на упаковке «масло традиционное сливочное». Однако, в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, который указан на упаковке, жировая фаза в масле должна содержать 82,5% молочного жира коровьего молока (пункт 5.1.7 ГОСТ Р 52253), а фактически содержится 70,0%.

Действия ЗАО «Озерецкий молочный комбинат», связанные с производством и введением в гражданский оборот масло традиционное сливочное, которое на самом деле является растительно-жировым спрэдом, в качестве «масла», является актом недобросовестной конкуренции, так как направлены в получении преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Федеральному Закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТ Р 52969-2008 и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции.

ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» в своих объяснениях (от 16.11.2012г. вх.№ 4076) указало следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» основной процедурой идентификации является испытание такого продукта. Частью 10 статьи 25 указанного закона установлены строгие требования к оформлению результата проведения испытания (протоколу испытания).

В протоколе испытаний № 1706 от 06.06.2012 г. отсутствуют обязательные сведения: не указаны наименование и адрес ответчика (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); наименование продукта и его классификационные признаки (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») – в протоколе указана только характеристика масла 82,5% м.д.ж. в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, какие-либо классификационные признаки, позволяющие однозначно идентифицировать испытанное масло, как произведенное ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» отсутствуют (пункт 4 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); срок годности и условия хранения (пункт 5 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); сведения об упаковке, о виде упаковки (пункт 7 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») – в протоколе отсутствуют сведения о целостности упаковки.

В протоколе испытаний  № 1706 от 06.06.2012 г. не указана погрешность измерений, что не позволяет достоверно определить соответствует ли соотношение одной кислоты к другой к заданному пределу.

В протоколе отсутствует информация, позволяющая достоверно определить соблюдались ли требования положений ГОСТ Р ИСО 707-2010 и ГОСТ 26809-86, в частности время, прошедшее между отбором проб и проведением испытаний (4 часа).

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, выслушав доводы представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В г. Уфа 28 февраля 2012 года прошел Всероссийский аграрный форум с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. По итогам работы форума Минсельхозу России было поручено: «Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) провести анализ исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»...».

В рамках совещания от 16 апреля 2012 года у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник «О состоянии рынка молока и молочных продуктов» подразделениям Минсельхоза России дано протокольное поручение <…> подготовить дорожную карту развития молочного подкомплекса Российской Федерации и предоставлять не реже одного раза в месяц информацию о выполнении мер дорожной карты.

В соответствии с «Дорожной картой» развития молочного подкомплекса Российской Федерации проведение выборочных проверок состава молочной продукции с целью определения в них немолочных жиров поручено Национальному союзу производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).

В регионе членом СОЮЗМОЛОКО является Союз производителей цельного молока Рязанской области. В соответствии с Уставом Союза одной из форм его деятельности является: «Маркетинг рынка молока и молочной продукции. Разработка и реализации мер, направленных на приведение деятельности недобросовестных конкурентов, в рамки действующих в стране нормативных документов».

Союз производителей цельного молока Рязанской области выступил с инициативой об организации работы по проведению анализа исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» на территории Рязанской области и обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области с ходатайством о привлечении специалистов министерства к работе в составе комиссии по выборочной закупке молочной продукции в магазинах, осуществляющих розничную торговлю на территории региона.

11.05.2012г. Председателем Союза производителей цельного молока Рязанской области подписан Приказ № <…> о создании комиссии для закупки образцов молочной продукции в розничной торговле с привлечением ответственных специалистов министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области».

Приложением № <…> к приказу № <…> утвержден список членов Комиссии для закупки образцов молочной продукции.

30.05.2012г. утвержденной Комиссией в ТД «Барс» была произведена закупка образца молочной продукции масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО «Озерецкий молочный комбинат».

В соответствии с приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ» <…> отбор проб и подготовка их к испытаниям проводится в соответствии с ГОСТ 3622-68, ГОСТ 26809-86, ГОСТ 13928-84.

Частью 2 статьи 43 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008г. № <…> утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия, в который, в том числе, включен ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу».

В соответствии с пунктом 2.14.2 ГОСТ 26809-86 пробы, направляемые в лабораторию вне завода снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием:  места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты выработки продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы;  даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, отобравших пробу; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.

В представленном акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. не указан номер и объем партии; температура продукта в момент отбора проб; показатели, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукты.

Согласно пункту 2.14.3 ГОСТ 26809-86 пробы молока и молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 ч после их отбора.

Вместе с протоколом испытания № 1707 представлены отчет хроматограммы, в которой указаны дата и время проведения анализов проб закупленной молочной продукции.

Анализ молочной продукции - масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» произведен 04.06.2012г. в 11:46:55.

В акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. указано, что пробы отобраны в 12 часов 20 минут, и направляются в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

По запросу Рязанского УФАС России (от 15.11.2012г. исх.№ 3281ф) ФБУ «Рязанский ЦСМ» копию акта приема образцов (проб) от 30.05.2012г., в котором указано, что полученные образцы доставлены в лабораторию 30.05.2012г. в 12 часов 55 минут.

Таким образом, анализ молочных продуктов был произведен с нарушением требований пункта 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

 В соответствии с пунктом 1.10 ГОСТ 26809-86 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.

Как следует из акта закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г., протокола испытания № 1707 от 06.06.2012г. закупка произведена в количестве 1 упаковки.

Повторный анализ в соответствии положением пункта 1.10 ГОСТ 26809-86 не проводился.

Кроме того, продукция, в отношении которой проводилось исследование, надлежащим образом не идентифицирована, при закупке образцов и исследованиях не определены номера партий продукции.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о невыполнении Союзом производителей цельного молока Рязанской области и Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «Рязанский ЦСМ» комплекса мер, необходимых для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события вменяемого ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» правонарушения и, как следствие, о недоказанности обстоятельств, изложенных в материалах Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (вх.№ 2402 от 23.07.2012г.).

Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» акта недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» нарушения антимонопольного законодательства, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41 и пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу № 299/2012-М/Т прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

stdClass Object ( [vid] => 7466 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 299/2012-М/Т в отношении ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7466 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354183684 [changed] => 1370517074 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517074 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 299/2012-М/Т

Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Колупаева Е.В., ведущий специалист – эксперт, Грачева Д.В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А. специалист 1-го разряда, в присутствии представителя ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» - <…>, в отсутствии уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела  представителя заинтересованного лица – председателя Союза производителей цельного молока Рязанской области <…>., рассмотрев дело № 299/2012-М/Т по признакам нарушения ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес УФАС России по Рязанской области были направлены Министерством экономического развития и торговли Рязанской области для рассмотрения материалы (вх. № 2402 от 23.07.2012г., вх.№ 2772 от 22.08.2012г.) Союза производителей цельного молока Рязанской области, указывающие на признаки недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» <….>.

30.05.2012г. в торговом доме «Барс» <…> комиссией в составе представителей Союза производителей цельного молока Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ», проводилась закупка молочной продукции – масло традиционное сливочное масса нетто 180г. массовая доля жирности 82,5%, производимой ЗАО «Озерецкий молочный комбинат».

В соответствии с актом закупки образцов молочной продукции (от 30.05.2012г.) указанный товар в количестве 1 образца (пачки) в тот же день был передан в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

После проведения экспертизы Союз производителей цельного молока Рязанской области получил протокол лабораторных испытаний № 1707 от 06.06.2012г.

По результатам испытаний эксперты установили: исследованный образец по идентификационным признакам не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и ГОСТР Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия». Содержание молочного жира составляет 70,0%.

Из заключения протокола лабораторных испытаний (№ 1706 от 06.06.2012 г.) следует, что товар не соответствует требованиям для данной продукции.

ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» указывает на упаковке «масло традиционное сливочное». Однако, в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, который указан на упаковке, жировая фаза в масле должна содержать 82,5% молочного жира коровьего молока (пункт 5.1.7 ГОСТ Р 52253), а фактически содержится 70,0%.

Действия ЗАО «Озерецкий молочный комбинат», связанные с производством и введением в гражданский оборот масло традиционное сливочное, которое на самом деле является растительно-жировым спрэдом, в качестве «масла», является актом недобросовестной конкуренции, так как направлены в получении преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Федеральному Закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТ Р 52969-2008 и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции.

ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» в своих объяснениях (от 16.11.2012г. вх.№ 4076) указало следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» основной процедурой идентификации является испытание такого продукта. Частью 10 статьи 25 указанного закона установлены строгие требования к оформлению результата проведения испытания (протоколу испытания).

В протоколе испытаний № 1706 от 06.06.2012 г. отсутствуют обязательные сведения: не указаны наименование и адрес ответчика (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); наименование продукта и его классификационные признаки (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») – в протоколе указана только характеристика масла 82,5% м.д.ж. в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, какие-либо классификационные признаки, позволяющие однозначно идентифицировать испытанное масло, как произведенное ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» отсутствуют (пункт 4 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); срок годности и условия хранения (пункт 5 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); сведения об упаковке, о виде упаковки (пункт 7 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») – в протоколе отсутствуют сведения о целостности упаковки.

В протоколе испытаний  № 1706 от 06.06.2012 г. не указана погрешность измерений, что не позволяет достоверно определить соответствует ли соотношение одной кислоты к другой к заданному пределу.

В протоколе отсутствует информация, позволяющая достоверно определить соблюдались ли требования положений ГОСТ Р ИСО 707-2010 и ГОСТ 26809-86, в частности время, прошедшее между отбором проб и проведением испытаний (4 часа).

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, выслушав доводы представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В г. Уфа 28 февраля 2012 года прошел Всероссийский аграрный форум с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. По итогам работы форума Минсельхозу России было поручено: «Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) провести анализ исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»...».

В рамках совещания от 16 апреля 2012 года у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник «О состоянии рынка молока и молочных продуктов» подразделениям Минсельхоза России дано протокольное поручение <…> подготовить дорожную карту развития молочного подкомплекса Российской Федерации и предоставлять не реже одного раза в месяц информацию о выполнении мер дорожной карты.

В соответствии с «Дорожной картой» развития молочного подкомплекса Российской Федерации проведение выборочных проверок состава молочной продукции с целью определения в них немолочных жиров поручено Национальному союзу производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).

В регионе членом СОЮЗМОЛОКО является Союз производителей цельного молока Рязанской области. В соответствии с Уставом Союза одной из форм его деятельности является: «Маркетинг рынка молока и молочной продукции. Разработка и реализации мер, направленных на приведение деятельности недобросовестных конкурентов, в рамки действующих в стране нормативных документов».

Союз производителей цельного молока Рязанской области выступил с инициативой об организации работы по проведению анализа исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» на территории Рязанской области и обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области с ходатайством о привлечении специалистов министерства к работе в составе комиссии по выборочной закупке молочной продукции в магазинах, осуществляющих розничную торговлю на территории региона.

11.05.2012г. Председателем Союза производителей цельного молока Рязанской области подписан Приказ № <…> о создании комиссии для закупки образцов молочной продукции в розничной торговле с привлечением ответственных специалистов министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области».

Приложением № <…> к приказу № <…> утвержден список членов Комиссии для закупки образцов молочной продукции.

30.05.2012г. утвержденной Комиссией в ТД «Барс» была произведена закупка образца молочной продукции масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО «Озерецкий молочный комбинат».

В соответствии с приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ» <…> отбор проб и подготовка их к испытаниям проводится в соответствии с ГОСТ 3622-68, ГОСТ 26809-86, ГОСТ 13928-84.

Частью 2 статьи 43 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008г. № <…> утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия, в который, в том числе, включен ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу».

В соответствии с пунктом 2.14.2 ГОСТ 26809-86 пробы, направляемые в лабораторию вне завода снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием:  места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты выработки продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы;  даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, отобравших пробу; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.

В представленном акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. не указан номер и объем партии; температура продукта в момент отбора проб; показатели, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукты.

Согласно пункту 2.14.3 ГОСТ 26809-86 пробы молока и молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 ч после их отбора.

Вместе с протоколом испытания № 1707 представлены отчет хроматограммы, в которой указаны дата и время проведения анализов проб закупленной молочной продукции.

Анализ молочной продукции - масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» произведен 04.06.2012г. в 11:46:55.

В акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. указано, что пробы отобраны в 12 часов 20 минут, и направляются в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

По запросу Рязанского УФАС России (от 15.11.2012г. исх.№ 3281ф) ФБУ «Рязанский ЦСМ» копию акта приема образцов (проб) от 30.05.2012г., в котором указано, что полученные образцы доставлены в лабораторию 30.05.2012г. в 12 часов 55 минут.

Таким образом, анализ молочных продуктов был произведен с нарушением требований пункта 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

 В соответствии с пунктом 1.10 ГОСТ 26809-86 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.

Как следует из акта закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г., протокола испытания № 1707 от 06.06.2012г. закупка произведена в количестве 1 упаковки.

Повторный анализ в соответствии положением пункта 1.10 ГОСТ 26809-86 не проводился.

Кроме того, продукция, в отношении которой проводилось исследование, надлежащим образом не идентифицирована, при закупке образцов и исследованиях не определены номера партий продукции.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о невыполнении Союзом производителей цельного молока Рязанской области и Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «Рязанский ЦСМ» комплекса мер, необходимых для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события вменяемого ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» правонарушения и, как следствие, о недоказанности обстоятельств, изложенных в материалах Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (вх.№ 2402 от 23.07.2012г.).

Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» акта недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» нарушения антимонопольного законодательства, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41 и пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу № 299/2012-М/Т прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 299/2012-М/Т

Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Колупаева Е.В., ведущий специалист – эксперт, Грачева Д.В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А. специалист 1-го разряда, в присутствии представителя ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» - <…>, в отсутствии уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела  представителя заинтересованного лица – председателя Союза производителей цельного молока Рязанской области <…>., рассмотрев дело № 299/2012-М/Т по признакам нарушения ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес УФАС России по Рязанской области были направлены Министерством экономического развития и торговли Рязанской области для рассмотрения материалы (вх. № 2402 от 23.07.2012г., вх.№ 2772 от 22.08.2012г.) Союза производителей цельного молока Рязанской области, указывающие на признаки недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» <….>.

30.05.2012г. в торговом доме «Барс» <…> комиссией в составе представителей Союза производителей цельного молока Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ», проводилась закупка молочной продукции – масло традиционное сливочное масса нетто 180г. массовая доля жирности 82,5%, производимой ЗАО «Озерецкий молочный комбинат».

В соответствии с актом закупки образцов молочной продукции (от 30.05.2012г.) указанный товар в количестве 1 образца (пачки) в тот же день был передан в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

После проведения экспертизы Союз производителей цельного молока Рязанской области получил протокол лабораторных испытаний № 1707 от 06.06.2012г.

По результатам испытаний эксперты установили: исследованный образец по идентификационным признакам не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и ГОСТР Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия». Содержание молочного жира составляет 70,0%.

Из заключения протокола лабораторных испытаний (№ 1706 от 06.06.2012 г.) следует, что товар не соответствует требованиям для данной продукции.

ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» указывает на упаковке «масло традиционное сливочное». Однако, в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, который указан на упаковке, жировая фаза в масле должна содержать 82,5% молочного жира коровьего молока (пункт 5.1.7 ГОСТ Р 52253), а фактически содержится 70,0%.

Действия ЗАО «Озерецкий молочный комбинат», связанные с производством и введением в гражданский оборот масло традиционное сливочное, которое на самом деле является растительно-жировым спрэдом, в качестве «масла», является актом недобросовестной конкуренции, так как направлены в получении преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Федеральному Закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТ Р 52969-2008 и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции.

ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» в своих объяснениях (от 16.11.2012г. вх.№ 4076) указало следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» основной процедурой идентификации является испытание такого продукта. Частью 10 статьи 25 указанного закона установлены строгие требования к оформлению результата проведения испытания (протоколу испытания).

В протоколе испытаний № 1706 от 06.06.2012 г. отсутствуют обязательные сведения: не указаны наименование и адрес ответчика (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); наименование продукта и его классификационные признаки (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») – в протоколе указана только характеристика масла 82,5% м.д.ж. в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, какие-либо классификационные признаки, позволяющие однозначно идентифицировать испытанное масло, как произведенное ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» отсутствуют (пункт 4 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); срок годности и условия хранения (пункт 5 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»); сведения об упаковке, о виде упаковки (пункт 7 части 10 статьи 25 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») – в протоколе отсутствуют сведения о целостности упаковки.

В протоколе испытаний  № 1706 от 06.06.2012 г. не указана погрешность измерений, что не позволяет достоверно определить соответствует ли соотношение одной кислоты к другой к заданному пределу.

В протоколе отсутствует информация, позволяющая достоверно определить соблюдались ли требования положений ГОСТ Р ИСО 707-2010 и ГОСТ 26809-86, в частности время, прошедшее между отбором проб и проведением испытаний (4 часа).

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, выслушав доводы представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В г. Уфа 28 февраля 2012 года прошел Всероссийский аграрный форум с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. По итогам работы форума Минсельхозу России было поручено: «Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) провести анализ исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»...».

В рамках совещания от 16 апреля 2012 года у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник «О состоянии рынка молока и молочных продуктов» подразделениям Минсельхоза России дано протокольное поручение <…> подготовить дорожную карту развития молочного подкомплекса Российской Федерации и предоставлять не реже одного раза в месяц информацию о выполнении мер дорожной карты.

В соответствии с «Дорожной картой» развития молочного подкомплекса Российской Федерации проведение выборочных проверок состава молочной продукции с целью определения в них немолочных жиров поручено Национальному союзу производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).

В регионе членом СОЮЗМОЛОКО является Союз производителей цельного молока Рязанской области. В соответствии с Уставом Союза одной из форм его деятельности является: «Маркетинг рынка молока и молочной продукции. Разработка и реализации мер, направленных на приведение деятельности недобросовестных конкурентов, в рамки действующих в стране нормативных документов».

Союз производителей цельного молока Рязанской области выступил с инициативой об организации работы по проведению анализа исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» на территории Рязанской области и обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области с ходатайством о привлечении специалистов министерства к работе в составе комиссии по выборочной закупке молочной продукции в магазинах, осуществляющих розничную торговлю на территории региона.

11.05.2012г. Председателем Союза производителей цельного молока Рязанской области подписан Приказ № <…> о создании комиссии для закупки образцов молочной продукции в розничной торговле с привлечением ответственных специалистов министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области».

Приложением № <…> к приказу № <…> утвержден список членов Комиссии для закупки образцов молочной продукции.

30.05.2012г. утвержденной Комиссией в ТД «Барс» была произведена закупка образца молочной продукции масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО «Озерецкий молочный комбинат».

В соответствии с приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ» <…> отбор проб и подготовка их к испытаниям проводится в соответствии с ГОСТ 3622-68, ГОСТ 26809-86, ГОСТ 13928-84.

Частью 2 статьи 43 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008г. № <…> утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия, в который, в том числе, включен ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу».

В соответствии с пунктом 2.14.2 ГОСТ 26809-86 пробы, направляемые в лабораторию вне завода снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием:  места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты выработки продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы;  даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, отобравших пробу; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.

В представленном акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. не указан номер и объем партии; температура продукта в момент отбора проб; показатели, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукты.

Согласно пункту 2.14.3 ГОСТ 26809-86 пробы молока и молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 ч после их отбора.

Вместе с протоколом испытания № 1707 представлены отчет хроматограммы, в которой указаны дата и время проведения анализов проб закупленной молочной продукции.

Анализ молочной продукции - масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» произведен 04.06.2012г. в 11:46:55.

В акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. указано, что пробы отобраны в 12 часов 20 минут, и направляются в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

По запросу Рязанского УФАС России (от 15.11.2012г. исх.№ 3281ф) ФБУ «Рязанский ЦСМ» копию акта приема образцов (проб) от 30.05.2012г., в котором указано, что полученные образцы доставлены в лабораторию 30.05.2012г. в 12 часов 55 минут.

Таким образом, анализ молочных продуктов был произведен с нарушением требований пункта 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

 В соответствии с пунктом 1.10 ГОСТ 26809-86 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.

Как следует из акта закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г., протокола испытания № 1707 от 06.06.2012г. закупка произведена в количестве 1 упаковки.

Повторный анализ в соответствии положением пункта 1.10 ГОСТ 26809-86 не проводился.

Кроме того, продукция, в отношении которой проводилось исследование, надлежащим образом не идентифицирована, при закупке образцов и исследованиях не определены номера партий продукции.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о невыполнении Союзом производителей цельного молока Рязанской области и Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «Рязанский ЦСМ» комплекса мер, необходимых для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события вменяемого ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» правонарушения и, как следствие, о недоказанности обстоятельств, изложенных в материалах Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (вх.№ 2402 от 23.07.2012г.).

Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» акта недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» нарушения антимонопольного законодательства, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41 и пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу № 299/2012-М/Т прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 299/2012-М/Т [format] => [safe_value] => 299/2012-М/Т ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-28 10:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-28 10:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354183684 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )