Решение и предписание по делу № 57/2012-М/Ф в отношении ООО "Росгосстрах"

Номер дела: 57/2012-М/Ф
Дата публикации: 27 июня 2012, 17:23

РЕШЕНИЕ

по делу № 57/2012-М/Ф

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «27» июня 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Диманд Р.В., ведущий специалист-эксперт, Колупаева Е. В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А., специалист 1-го разряда, в присутствии представителя ответчика ООО «Росгосстрах» – начальника юридического отдела <…>, в присутствии представителя заинтересованного лица ООО МСК «Страж» – <…>, в отсутствии представителя заинтересованного лица ЗАО «Техосмотр» (уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела) рассмотрев дело № 57/2012-М/Ф по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является сообщение средств массовой информации, указывающие на наличие признаков нарушения.

В региональном эфире телеканала «Россия 1» 03.02.2012г. был размещен материал с участием генерального директора ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <…> о неправомерных действиях ООО «Росгосстрах».

УФАС России по Рязанской области были запрошены у ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <…> все имеющиеся документы и сведения, указывающие на факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Росгосстрах».

В нарушение требований ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2012 года, на территории Рязанской области выявлены факты выдачи страховыми агентами и сотрудниками ООО «Росгосстрах» талонов технического осмотра от ЗАО «Техосмотр».

В отношении автомобиля диагностические исследования не производятся, диагностическая карта не заполняется и не выдается владельцу автомобиля, представившему автомобиль на осмотр. На оборотной стороне талона технического осмотра отсутствуют сведения о техническом осмотре и подпись эксперта.

В адрес Управления были предоставлены со стороны ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <….  следующие материалы и сведения:

  1. Письмо ООО МСК «Страж» направленное в адрес президента РСА  <…> о недобросовестной конкуренции члена РСА.
  2. Заявление президента Рязанской Торгово-Промышленной палаты <…> направленное в адрес Прокуратуры Рязанской области.
  3. Копия страхового полиса ОСАГО <…>
  4. Копия талона технического осмотра <…>

В предоставленных ООО МСК «Страж» им. С. Живаго материалах, содержится копия страхового полиса ОСАГО серия <…> и копия талона технического осмотра <…>.

В талоне технического осмотра отсутствует фамилия, инициалы технического эксперта и подпись технического эксперта, проводившего технический осмотр.

ООО «Росгосстрах» в своих письменных объяснениях по существу делу <…> пояснило следующее.

В рамках действующего законодательства, в целях улучшения сервисного обслуживания клиентов и обеспечения соблюдения законодательства общество осуществляет заключение договоров обязательного страхования таким образом, чтобы клиенты могли избежать ситуаций, спровоцированными имеющимися пробелами законодательства. Буквальное исполнение норм закона означает, что при отсутствии у владельца полиса ОСАГО и талона технического осмотра эксплуатация транспортного средства водителем является невозможной. Предложенный ООО «Росгосстрах» вариант заключения договоров ОСАГО вместе с принятием на себя владельцами транспортных средств обязательства о прохождении технического осмотра с получением предзаполненного бланка талона технического осмотра, является единственным решением пробелов законодательства. Статьей 3 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрены основные принципы обязательного страхования ООО «Росгосстрах» исполняются. Гарантированность возмещения вреда обеспечивается наличием обязательства страховщика производить страховые выплаты (за 1 квартал 2012г. только в Рязанском регионе произведено <….> выплат) по договорам страхования ответственности. Не произведено ни одного отказа в выплате страхового возмещения по основанию, связанному с внесенными изменениями в действующее законодательство о техническом осмотре и обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, соответственно не поступило ни одной жалобы от страхователей о введении их в заблуждение в отношении потребительских свойств полисов ОСАГО.

ЗАО «Техосмотр» в своих письменных объяснениях по существу делу <…> пояснило следующее.

ЗАО «Техосмотр» является аккредитованным оператором технического осмотра транспортных средств (номер в реестре операторов технического осмотра 05001, область аккредитации L Ml N1), о чем имеется аттестат аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств № 00502 от 16.03.2012 года, выданный Российским Союзом Автостраховщиков.

ЗАО «Техосмотр» осуществляет деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях увеличения клиентской базы, ЗАО «Техосмотр» сотрудничает с ООО «Росгосстрах» на основании договора <…>.

Согласно указанного договора, ЗАО «Техосмотр» поручает, а ООО Росгосстрах» принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра ЗАО «Техосмотр».

Кроме того, в рамках вышеуказанного взаимодействия, а также в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 573, работниками ООО «Росгосстрах» осуществляется техническое заполнение договора на проведение технического осмотра с физическими лицами, изъявившими желание пройти технический осмотр в пунктах технического осмотра, принадлежащих ЗАО «Техосмотр».

Талоны технического осмотра работниками ООО «Росгосстрах», (в том числе работниками филиала в Рязанской области) не выдаются. ООО «Росгосстрах» осуществляется лишь первичное техническое предзаполнение бланков талонов технического осмотра, не указывая в них никаких выводов об исправности или не исправности транспортного средства.

В действующем законодательстве не содержится запрета для организаций привлекать для исполнения части своих обязательств, не требующих специальных квалификационных требований, третьих лиц. Так, Правилами проведения технического осмотра, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» установлено, что именно техническое диагностирование, а не весь технический осмотр, проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, при этом, техническое диагностирование, как следует из определения, данного в подпункте 14 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», это лишь часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Помимо технического диагностирования, процесс технического осмотра включает в себя такие этапы, как: составление договора о проведении технического осмотра, проверка документов владельца транспортного средства или его представителя, техническое заполнение отдельных документов, передача информации о результатах технического осмотра в информационную систему - которые не связанны с непосредственной проверкой технического состояния транспортных средств.

В рамках взаимодействия по договору № <…>, и в целях улучшения качества обслуживания клиентов (в том числе уменьшения времени пребывания клиентов на пунктах технического осмотра за счет осуществления предварительного заполнения отдельных документов силами третьих лиц), ЗАО «Техосмотр» передает ООО «Росгосстрах» бланки талонов технического осмотра в целях осуществления технического предзаполнения указанных бланков.

Данное предзаполнение бланков талонов технического осмотра производится для облегчения работы технического эксперта при проведении технического диагностирования, и существенно ускоряет процесс обслуживания клиента непосредственно на пункте технического осмотра, минимизирует временные затраты как работников ЗАО «Техосмотр», так и клиентов ЗАО «Техосмотр».

В частности, статьей 20 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен перечень обязательных реквизитов талона технического осмотра, в числе которых - подпись технического эксперта и дата технического осмотра.

Предзаполненный ООО «Росгосстрах» бланк талона технического осмотра не является документом, подтверждающим прохождение технического осмотра, поскольку еще не содержит всех установленных законом обязательных реквизитов талона технического осмотра, в том числе подписи технического эксперта, проводившего техническое диагностирование.

Бланк талона технического осмотра приобретает юридическую силу и становится талоном технического осмотра только после успешного прохождения клиентом технического диагностирования в ЗАО «Техосмотр», оформления диагностической карты по результатам технического диагностирования и подписания бланка талона техническим экспертом в установленном законом порядке.

ООО «Росгосстрах» каждый клиент письменно уведомляется, что для проведения технического диагностирования клиенту необходимо обратиться к оператору технического осмотра. Также каждому клиенту выдается купон-направление на проведение технического диагностирования у оператора технического осмотра.

Таким образом, клиенты не вводятся в заблуждение относительно юридической силы выдаваемого им предзаполненного бланка технического осмотра, что подтверждается купоном, подписанным клиентом собственноручно.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, и выслушав доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения предоставленных материалов установлено, что ООО «Росгосстрах»  и  ООО МСК «СТРАЖ» им. С. Живаго осуществляют хозяйственную деятельность на одном товарном рынке – страхование ответственности владельцев автотранспорта (код ОКВЭД - 66.03.3).

Таким образом, ООО «Росгосстрах» и ООО МСК «СТРАЖ» им. С. Живаго,  являются субъектами-конкурентами.

В соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» ООО «Росгосстрах» имеет лицензию Федеральной службы страхового надзора на осуществление страхования <…>.

ООО «Росгосстрах» имеет действующий филиал ООО «Росгосстрах» в Рязанской области.

20.12.2011г. ООО «Росгосстрах» (исполнитель) и ЗАО «Техосмотр» (заказчик) заключили договор <…>, в соответствии с пунктом 1.1. заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра заказчика.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 договора, исполнитель обязан оказывать услуги указанные в пункте 1.1 договора в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе, знакомить клиентов с правилами проведения техосмотра и выдавать клиентам (при изъявлении ими желания при прохождении технического осмотра на пунктах технического осмотра заказчика) направления на технический осмотр по форме, указанной в приложении к договору. Оплата услуг исполнителя осуществляется заказчиком исходя из количества клиентов, фактически направленных на пункты технического осмотра заказчика.

Согласно договору, заключенному между ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр», страховщик получает от аккредитованного оператора технического осмотра бланки талонов технического осмотра и от имени оператора за вознаграждение выполняет предварительную работу по оформлению необходимой документации по проведению технического осмотра, а также частично заполняет бланки технического осмотра транспортных средств.

ООО «Росгосстрах», в лице Рязанского филиала заключало с физическим лицом – страхователем договор ОСАГО с предварительным оформлением технического осмотра транспортного средства в ЗАО «Техосмотр».

При согласии клиента пройти техосмотр в ЗАО «Техосмотр» филиал ООО «Росгосстрах» в Рязанской области оформляет следующие документы:

- договор о проведении технического осмотра;

- направление на проведение технического осмотра на пунктах технического осмотра;

- частично заполненный бланк талона технического осмотра.

После оформления указанной документации ООО «Росгосстрах» заключает с клиентом договор ОСАГО и выдает страховой полис.

В предоставленных ООО МСК «Страж» им. С. Живаго материалах, содержится копия страхового полиса <….> и копия талона технического осмотра <…>.

 В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» талон технического осмотра, составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей, и выдаются владельцу транспортного средства или его представителю.

Согласно части 3 статьи 19 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее три года.

ЗАО «Техосмотр» предоставило список диагностических карт, оформленных и выданных на территории Рязанской области в период с 01.01.2012г. по 30.03.2012г.

В указанном списке отсутствует информация о выдаче диагностической карты <…>

Таким образом, <…> выдан талон о прохождении технического осмотра без прохождения технического осмотра транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в талоне технического осмотра указываются следующие сведения:

  1. категория, марка, модель и модификация транспортного средства;
  2.  идентификационный номер транспортного средства (VIN);
  3. дата проведения технического осмотра;
  4. полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра – юридического лица или фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество оператора технического осмотра – индивидуального предпринимателя, а также номер оператора технического осмотра в реестре операторов технического осмотра;
  5. фамилия, инициалы и подпись технического эксперта;
  6. срок (с указанием года и месяца), не позднее окончания, которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обеспечить проведение очередного технического осмотра;
  7. особые отметки.

В материалах дела имеется копия выданного <…> талона технического осмотра <…>, в котором отсутствует обязательная для указания в талоне технического талона информация (фамилия, инициалы технического эксперта и подпись технического эксперта).

Таким образом, частично заполненный бланк талона технического осмотра без подписи эксперта оператора ЗАО «Техосмотр» не могут удостоверять факт прохождения технического осмотра транспортного средства и не может являться основанием для заключения со страхователем договорав ОСАГО.

Согласно  статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» заключение страховщиком договора ОСАГО со страхователем правомерно только при наличии у последнего талона о прохождении технического осмотра транспортного средства.

ООО «Росгосстрах» в нарушение части 3 статьи 15  ФЗ «Об ОСАГО» заключает со страхователем договор об ОСАГО без наличия у последнего документа, удостоверяющего проведение технического осмотра транспортного средства (как установлено выше, частично заполненный бланк талона техосмотра, выданный самим страховщиком, таким документом не является). Вследствие таких действий страховщика страхователь, заключивший договор ОСАГО и имеющий на руках полис, получает возможность эксплуатировать транспортное средство, не прошедшее техосмотр, и по своему усмотрению решить, проводить ли техосмотр своего транспортного средства, или же отказаться от выполнения предусмотренной законом обязанности. Таким образом, незаконные действия ООО «Росгосстрах» позволяют страхователю по своему усмотрению избежать временных и материальных затрат, связанных с обязательной процедурой техосмотра транспортного средства. В свою очередь, добросовестные страховщики, строго выполняющие требования части 3 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО», такой возможности своим страхователям не предоставляют, правомерно требуя для заключения договора ОСАГО талон техосмотра. В условиях добросовестной конкуренции, при соблюдении всех требований действующего законодательства об ОСАГО, страховые компании при привлечении клиентов (потенциальных страхователей) действуют в равных условиях состязательности, заключая договор ОСАГО только с теми страхователями, которые выполнили предусмотренную законом обязанность по проведению техосмотра своего транспортного средства, и имеют соответствующий документ (талон техосмотра).

Недобросовестные действия ООО «Росгосстрах», в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Рязанской области, позволяют расширить круг своих страхователей, включив в него владельцев транспортных средств, не прошедших техосмотр, что создает для данной страховой компании необоснованные преимущества перед добросовестными страховыми компаниями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» - недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Вышеуказанные незаконные действия ООО «Росгосстрах», в лице филиала «Росгосстрах» в Рязанской области, по организации продажи полиса ОСАГО без наличия у страхователя надлежаще оформленного талона о прохождении технического осмотра, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ОСАГО, противоречат действующему законодательству РФ, и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Росгосстрах», нарушившими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключение договора ОСАГО, в частности с <…> в отсутствии у последней действующего надлежаще оформленного талона о прохождении технического осмотра транспортного средства.

2. Выдать ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«27» июня 2012 года                                                                                        

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии Луканцов В.В., руководитель управления, заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Диманд Р.В., ведущий специалист-эксперт; Колупаева Е.В., специалист – эксперт; Ушатикова Н.А., специалист 1-го разряда, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от «27» июня 2012г. по делу № 170/2012-М/Т о нарушении ООО «Росгосстрах» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ООО «Росгосстрах» в трехдневный  срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении страховой деятельности по ОСАГО, а именно прекратить действия по заключению договоров ОСАГО при отсутствии у страхователей действующего и надлежащим образом оформленного талона технического осмотра транспортного средства.
  2. Об исполнении настоящего Предписания ООО «Росгосстрах» сообщить в в срок до 30.06.2012г.
stdClass Object ( [vid] => 7274 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 57/2012-М/Ф в отношении ООО "Росгосстрах" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7274 [type] => solution [language] => ru [created] => 1340889944 [changed] => 1370517074 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517074 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 57/2012-М/Ф

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «27» июня 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Диманд Р.В., ведущий специалист-эксперт, Колупаева Е. В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А., специалист 1-го разряда, в присутствии представителя ответчика ООО «Росгосстрах» – начальника юридического отдела <…>, в присутствии представителя заинтересованного лица ООО МСК «Страж» – <…>, в отсутствии представителя заинтересованного лица ЗАО «Техосмотр» (уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела) рассмотрев дело № 57/2012-М/Ф по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является сообщение средств массовой информации, указывающие на наличие признаков нарушения.

В региональном эфире телеканала «Россия 1» 03.02.2012г. был размещен материал с участием генерального директора ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <…> о неправомерных действиях ООО «Росгосстрах».

УФАС России по Рязанской области были запрошены у ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <…> все имеющиеся документы и сведения, указывающие на факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Росгосстрах».

В нарушение требований ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2012 года, на территории Рязанской области выявлены факты выдачи страховыми агентами и сотрудниками ООО «Росгосстрах» талонов технического осмотра от ЗАО «Техосмотр».

В отношении автомобиля диагностические исследования не производятся, диагностическая карта не заполняется и не выдается владельцу автомобиля, представившему автомобиль на осмотр. На оборотной стороне талона технического осмотра отсутствуют сведения о техническом осмотре и подпись эксперта.

В адрес Управления были предоставлены со стороны ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <….  следующие материалы и сведения:

  1. Письмо ООО МСК «Страж» направленное в адрес президента РСА  <…> о недобросовестной конкуренции члена РСА.
  2. Заявление президента Рязанской Торгово-Промышленной палаты <…> направленное в адрес Прокуратуры Рязанской области.
  3. Копия страхового полиса ОСАГО <…>
  4. Копия талона технического осмотра <…>

В предоставленных ООО МСК «Страж» им. С. Живаго материалах, содержится копия страхового полиса ОСАГО серия <…> и копия талона технического осмотра <…>.

В талоне технического осмотра отсутствует фамилия, инициалы технического эксперта и подпись технического эксперта, проводившего технический осмотр.

ООО «Росгосстрах» в своих письменных объяснениях по существу делу <…> пояснило следующее.

В рамках действующего законодательства, в целях улучшения сервисного обслуживания клиентов и обеспечения соблюдения законодательства общество осуществляет заключение договоров обязательного страхования таким образом, чтобы клиенты могли избежать ситуаций, спровоцированными имеющимися пробелами законодательства. Буквальное исполнение норм закона означает, что при отсутствии у владельца полиса ОСАГО и талона технического осмотра эксплуатация транспортного средства водителем является невозможной. Предложенный ООО «Росгосстрах» вариант заключения договоров ОСАГО вместе с принятием на себя владельцами транспортных средств обязательства о прохождении технического осмотра с получением предзаполненного бланка талона технического осмотра, является единственным решением пробелов законодательства. Статьей 3 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрены основные принципы обязательного страхования ООО «Росгосстрах» исполняются. Гарантированность возмещения вреда обеспечивается наличием обязательства страховщика производить страховые выплаты (за 1 квартал 2012г. только в Рязанском регионе произведено <….> выплат) по договорам страхования ответственности. Не произведено ни одного отказа в выплате страхового возмещения по основанию, связанному с внесенными изменениями в действующее законодательство о техническом осмотре и обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, соответственно не поступило ни одной жалобы от страхователей о введении их в заблуждение в отношении потребительских свойств полисов ОСАГО.

ЗАО «Техосмотр» в своих письменных объяснениях по существу делу <…> пояснило следующее.

ЗАО «Техосмотр» является аккредитованным оператором технического осмотра транспортных средств (номер в реестре операторов технического осмотра 05001, область аккредитации L Ml N1), о чем имеется аттестат аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств № 00502 от 16.03.2012 года, выданный Российским Союзом Автостраховщиков.

ЗАО «Техосмотр» осуществляет деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях увеличения клиентской базы, ЗАО «Техосмотр» сотрудничает с ООО «Росгосстрах» на основании договора <…>.

Согласно указанного договора, ЗАО «Техосмотр» поручает, а ООО Росгосстрах» принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра ЗАО «Техосмотр».

Кроме того, в рамках вышеуказанного взаимодействия, а также в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 573, работниками ООО «Росгосстрах» осуществляется техническое заполнение договора на проведение технического осмотра с физическими лицами, изъявившими желание пройти технический осмотр в пунктах технического осмотра, принадлежащих ЗАО «Техосмотр».

Талоны технического осмотра работниками ООО «Росгосстрах», (в том числе работниками филиала в Рязанской области) не выдаются. ООО «Росгосстрах» осуществляется лишь первичное техническое предзаполнение бланков талонов технического осмотра, не указывая в них никаких выводов об исправности или не исправности транспортного средства.

В действующем законодательстве не содержится запрета для организаций привлекать для исполнения части своих обязательств, не требующих специальных квалификационных требований, третьих лиц. Так, Правилами проведения технического осмотра, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» установлено, что именно техническое диагностирование, а не весь технический осмотр, проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, при этом, техническое диагностирование, как следует из определения, данного в подпункте 14 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», это лишь часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Помимо технического диагностирования, процесс технического осмотра включает в себя такие этапы, как: составление договора о проведении технического осмотра, проверка документов владельца транспортного средства или его представителя, техническое заполнение отдельных документов, передача информации о результатах технического осмотра в информационную систему - которые не связанны с непосредственной проверкой технического состояния транспортных средств.

В рамках взаимодействия по договору № <…>, и в целях улучшения качества обслуживания клиентов (в том числе уменьшения времени пребывания клиентов на пунктах технического осмотра за счет осуществления предварительного заполнения отдельных документов силами третьих лиц), ЗАО «Техосмотр» передает ООО «Росгосстрах» бланки талонов технического осмотра в целях осуществления технического предзаполнения указанных бланков.

Данное предзаполнение бланков талонов технического осмотра производится для облегчения работы технического эксперта при проведении технического диагностирования, и существенно ускоряет процесс обслуживания клиента непосредственно на пункте технического осмотра, минимизирует временные затраты как работников ЗАО «Техосмотр», так и клиентов ЗАО «Техосмотр».

В частности, статьей 20 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен перечень обязательных реквизитов талона технического осмотра, в числе которых - подпись технического эксперта и дата технического осмотра.

Предзаполненный ООО «Росгосстрах» бланк талона технического осмотра не является документом, подтверждающим прохождение технического осмотра, поскольку еще не содержит всех установленных законом обязательных реквизитов талона технического осмотра, в том числе подписи технического эксперта, проводившего техническое диагностирование.

Бланк талона технического осмотра приобретает юридическую силу и становится талоном технического осмотра только после успешного прохождения клиентом технического диагностирования в ЗАО «Техосмотр», оформления диагностической карты по результатам технического диагностирования и подписания бланка талона техническим экспертом в установленном законом порядке.

ООО «Росгосстрах» каждый клиент письменно уведомляется, что для проведения технического диагностирования клиенту необходимо обратиться к оператору технического осмотра. Также каждому клиенту выдается купон-направление на проведение технического диагностирования у оператора технического осмотра.

Таким образом, клиенты не вводятся в заблуждение относительно юридической силы выдаваемого им предзаполненного бланка технического осмотра, что подтверждается купоном, подписанным клиентом собственноручно.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, и выслушав доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения предоставленных материалов установлено, что ООО «Росгосстрах»  и  ООО МСК «СТРАЖ» им. С. Живаго осуществляют хозяйственную деятельность на одном товарном рынке – страхование ответственности владельцев автотранспорта (код ОКВЭД - 66.03.3).

Таким образом, ООО «Росгосстрах» и ООО МСК «СТРАЖ» им. С. Живаго,  являются субъектами-конкурентами.

В соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» ООО «Росгосстрах» имеет лицензию Федеральной службы страхового надзора на осуществление страхования <…>.

ООО «Росгосстрах» имеет действующий филиал ООО «Росгосстрах» в Рязанской области.

20.12.2011г. ООО «Росгосстрах» (исполнитель) и ЗАО «Техосмотр» (заказчик) заключили договор <…>, в соответствии с пунктом 1.1. заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра заказчика.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 договора, исполнитель обязан оказывать услуги указанные в пункте 1.1 договора в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе, знакомить клиентов с правилами проведения техосмотра и выдавать клиентам (при изъявлении ими желания при прохождении технического осмотра на пунктах технического осмотра заказчика) направления на технический осмотр по форме, указанной в приложении к договору. Оплата услуг исполнителя осуществляется заказчиком исходя из количества клиентов, фактически направленных на пункты технического осмотра заказчика.

Согласно договору, заключенному между ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр», страховщик получает от аккредитованного оператора технического осмотра бланки талонов технического осмотра и от имени оператора за вознаграждение выполняет предварительную работу по оформлению необходимой документации по проведению технического осмотра, а также частично заполняет бланки технического осмотра транспортных средств.

ООО «Росгосстрах», в лице Рязанского филиала заключало с физическим лицом – страхователем договор ОСАГО с предварительным оформлением технического осмотра транспортного средства в ЗАО «Техосмотр».

При согласии клиента пройти техосмотр в ЗАО «Техосмотр» филиал ООО «Росгосстрах» в Рязанской области оформляет следующие документы:

- договор о проведении технического осмотра;

- направление на проведение технического осмотра на пунктах технического осмотра;

- частично заполненный бланк талона технического осмотра.

После оформления указанной документации ООО «Росгосстрах» заключает с клиентом договор ОСАГО и выдает страховой полис.

В предоставленных ООО МСК «Страж» им. С. Живаго материалах, содержится копия страхового полиса <….> и копия талона технического осмотра <…>.

 В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» талон технического осмотра, составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей, и выдаются владельцу транспортного средства или его представителю.

Согласно части 3 статьи 19 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее три года.

ЗАО «Техосмотр» предоставило список диагностических карт, оформленных и выданных на территории Рязанской области в период с 01.01.2012г. по 30.03.2012г.

В указанном списке отсутствует информация о выдаче диагностической карты <…>

Таким образом, <…> выдан талон о прохождении технического осмотра без прохождения технического осмотра транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в талоне технического осмотра указываются следующие сведения:

  1. категория, марка, модель и модификация транспортного средства;
  2.  идентификационный номер транспортного средства (VIN);
  3. дата проведения технического осмотра;
  4. полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра – юридического лица или фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество оператора технического осмотра – индивидуального предпринимателя, а также номер оператора технического осмотра в реестре операторов технического осмотра;
  5. фамилия, инициалы и подпись технического эксперта;
  6. срок (с указанием года и месяца), не позднее окончания, которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обеспечить проведение очередного технического осмотра;
  7. особые отметки.

В материалах дела имеется копия выданного <…> талона технического осмотра <…>, в котором отсутствует обязательная для указания в талоне технического талона информация (фамилия, инициалы технического эксперта и подпись технического эксперта).

Таким образом, частично заполненный бланк талона технического осмотра без подписи эксперта оператора ЗАО «Техосмотр» не могут удостоверять факт прохождения технического осмотра транспортного средства и не может являться основанием для заключения со страхователем договорав ОСАГО.

Согласно  статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» заключение страховщиком договора ОСАГО со страхователем правомерно только при наличии у последнего талона о прохождении технического осмотра транспортного средства.

ООО «Росгосстрах» в нарушение части 3 статьи 15  ФЗ «Об ОСАГО» заключает со страхователем договор об ОСАГО без наличия у последнего документа, удостоверяющего проведение технического осмотра транспортного средства (как установлено выше, частично заполненный бланк талона техосмотра, выданный самим страховщиком, таким документом не является). Вследствие таких действий страховщика страхователь, заключивший договор ОСАГО и имеющий на руках полис, получает возможность эксплуатировать транспортное средство, не прошедшее техосмотр, и по своему усмотрению решить, проводить ли техосмотр своего транспортного средства, или же отказаться от выполнения предусмотренной законом обязанности. Таким образом, незаконные действия ООО «Росгосстрах» позволяют страхователю по своему усмотрению избежать временных и материальных затрат, связанных с обязательной процедурой техосмотра транспортного средства. В свою очередь, добросовестные страховщики, строго выполняющие требования части 3 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО», такой возможности своим страхователям не предоставляют, правомерно требуя для заключения договора ОСАГО талон техосмотра. В условиях добросовестной конкуренции, при соблюдении всех требований действующего законодательства об ОСАГО, страховые компании при привлечении клиентов (потенциальных страхователей) действуют в равных условиях состязательности, заключая договор ОСАГО только с теми страхователями, которые выполнили предусмотренную законом обязанность по проведению техосмотра своего транспортного средства, и имеют соответствующий документ (талон техосмотра).

Недобросовестные действия ООО «Росгосстрах», в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Рязанской области, позволяют расширить круг своих страхователей, включив в него владельцев транспортных средств, не прошедших техосмотр, что создает для данной страховой компании необоснованные преимущества перед добросовестными страховыми компаниями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» - недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Вышеуказанные незаконные действия ООО «Росгосстрах», в лице филиала «Росгосстрах» в Рязанской области, по организации продажи полиса ОСАГО без наличия у страхователя надлежаще оформленного талона о прохождении технического осмотра, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ОСАГО, противоречат действующему законодательству РФ, и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Росгосстрах», нарушившими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключение договора ОСАГО, в частности с <…> в отсутствии у последней действующего надлежаще оформленного талона о прохождении технического осмотра транспортного средства.

2. Выдать ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«27» июня 2012 года                                                                                        

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии Луканцов В.В., руководитель управления, заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Диманд Р.В., ведущий специалист-эксперт; Колупаева Е.В., специалист – эксперт; Ушатикова Н.А., специалист 1-го разряда, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от «27» июня 2012г. по делу № 170/2012-М/Т о нарушении ООО «Росгосстрах» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ООО «Росгосстрах» в трехдневный  срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении страховой деятельности по ОСАГО, а именно прекратить действия по заключению договоров ОСАГО при отсутствии у страхователей действующего и надлежащим образом оформленного талона технического осмотра транспортного средства.
  2. Об исполнении настоящего Предписания ООО «Росгосстрах» сообщить в в срок до 30.06.2012г.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 57/2012-М/Ф

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «27» июня 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Диманд Р.В., ведущий специалист-эксперт, Колупаева Е. В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А., специалист 1-го разряда, в присутствии представителя ответчика ООО «Росгосстрах» – начальника юридического отдела <…>, в присутствии представителя заинтересованного лица ООО МСК «Страж» – <…>, в отсутствии представителя заинтересованного лица ЗАО «Техосмотр» (уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела) рассмотрев дело № 57/2012-М/Ф по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является сообщение средств массовой информации, указывающие на наличие признаков нарушения.

В региональном эфире телеканала «Россия 1» 03.02.2012г. был размещен материал с участием генерального директора ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <…> о неправомерных действиях ООО «Росгосстрах».

УФАС России по Рязанской области были запрошены у ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <…> все имеющиеся документы и сведения, указывающие на факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Росгосстрах».

В нарушение требований ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2012 года, на территории Рязанской области выявлены факты выдачи страховыми агентами и сотрудниками ООО «Росгосстрах» талонов технического осмотра от ЗАО «Техосмотр».

В отношении автомобиля диагностические исследования не производятся, диагностическая карта не заполняется и не выдается владельцу автомобиля, представившему автомобиль на осмотр. На оборотной стороне талона технического осмотра отсутствуют сведения о техническом осмотре и подпись эксперта.

В адрес Управления были предоставлены со стороны ООО МСК «Страж» им. С.Живаго <….  следующие материалы и сведения:

  1. Письмо ООО МСК «Страж» направленное в адрес президента РСА  <…> о недобросовестной конкуренции члена РСА.
  2. Заявление президента Рязанской Торгово-Промышленной палаты <…> направленное в адрес Прокуратуры Рязанской области.
  3. Копия страхового полиса ОСАГО <…>
  4. Копия талона технического осмотра <…>

В предоставленных ООО МСК «Страж» им. С. Живаго материалах, содержится копия страхового полиса ОСАГО серия <…> и копия талона технического осмотра <…>.

В талоне технического осмотра отсутствует фамилия, инициалы технического эксперта и подпись технического эксперта, проводившего технический осмотр.

ООО «Росгосстрах» в своих письменных объяснениях по существу делу <…> пояснило следующее.

В рамках действующего законодательства, в целях улучшения сервисного обслуживания клиентов и обеспечения соблюдения законодательства общество осуществляет заключение договоров обязательного страхования таким образом, чтобы клиенты могли избежать ситуаций, спровоцированными имеющимися пробелами законодательства. Буквальное исполнение норм закона означает, что при отсутствии у владельца полиса ОСАГО и талона технического осмотра эксплуатация транспортного средства водителем является невозможной. Предложенный ООО «Росгосстрах» вариант заключения договоров ОСАГО вместе с принятием на себя владельцами транспортных средств обязательства о прохождении технического осмотра с получением предзаполненного бланка талона технического осмотра, является единственным решением пробелов законодательства. Статьей 3 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрены основные принципы обязательного страхования ООО «Росгосстрах» исполняются. Гарантированность возмещения вреда обеспечивается наличием обязательства страховщика производить страховые выплаты (за 1 квартал 2012г. только в Рязанском регионе произведено <….> выплат) по договорам страхования ответственности. Не произведено ни одного отказа в выплате страхового возмещения по основанию, связанному с внесенными изменениями в действующее законодательство о техническом осмотре и обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, соответственно не поступило ни одной жалобы от страхователей о введении их в заблуждение в отношении потребительских свойств полисов ОСАГО.

ЗАО «Техосмотр» в своих письменных объяснениях по существу делу <…> пояснило следующее.

ЗАО «Техосмотр» является аккредитованным оператором технического осмотра транспортных средств (номер в реестре операторов технического осмотра 05001, область аккредитации L Ml N1), о чем имеется аттестат аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств № 00502 от 16.03.2012 года, выданный Российским Союзом Автостраховщиков.

ЗАО «Техосмотр» осуществляет деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях увеличения клиентской базы, ЗАО «Техосмотр» сотрудничает с ООО «Росгосстрах» на основании договора <…>.

Согласно указанного договора, ЗАО «Техосмотр» поручает, а ООО Росгосстрах» принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра ЗАО «Техосмотр».

Кроме того, в рамках вышеуказанного взаимодействия, а также в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 573, работниками ООО «Росгосстрах» осуществляется техническое заполнение договора на проведение технического осмотра с физическими лицами, изъявившими желание пройти технический осмотр в пунктах технического осмотра, принадлежащих ЗАО «Техосмотр».

Талоны технического осмотра работниками ООО «Росгосстрах», (в том числе работниками филиала в Рязанской области) не выдаются. ООО «Росгосстрах» осуществляется лишь первичное техническое предзаполнение бланков талонов технического осмотра, не указывая в них никаких выводов об исправности или не исправности транспортного средства.

В действующем законодательстве не содержится запрета для организаций привлекать для исполнения части своих обязательств, не требующих специальных квалификационных требований, третьих лиц. Так, Правилами проведения технического осмотра, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» установлено, что именно техническое диагностирование, а не весь технический осмотр, проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, при этом, техническое диагностирование, как следует из определения, данного в подпункте 14 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», это лишь часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Помимо технического диагностирования, процесс технического осмотра включает в себя такие этапы, как: составление договора о проведении технического осмотра, проверка документов владельца транспортного средства или его представителя, техническое заполнение отдельных документов, передача информации о результатах технического осмотра в информационную систему - которые не связанны с непосредственной проверкой технического состояния транспортных средств.

В рамках взаимодействия по договору № <…>, и в целях улучшения качества обслуживания клиентов (в том числе уменьшения времени пребывания клиентов на пунктах технического осмотра за счет осуществления предварительного заполнения отдельных документов силами третьих лиц), ЗАО «Техосмотр» передает ООО «Росгосстрах» бланки талонов технического осмотра в целях осуществления технического предзаполнения указанных бланков.

Данное предзаполнение бланков талонов технического осмотра производится для облегчения работы технического эксперта при проведении технического диагностирования, и существенно ускоряет процесс обслуживания клиента непосредственно на пункте технического осмотра, минимизирует временные затраты как работников ЗАО «Техосмотр», так и клиентов ЗАО «Техосмотр».

В частности, статьей 20 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен перечень обязательных реквизитов талона технического осмотра, в числе которых - подпись технического эксперта и дата технического осмотра.

Предзаполненный ООО «Росгосстрах» бланк талона технического осмотра не является документом, подтверждающим прохождение технического осмотра, поскольку еще не содержит всех установленных законом обязательных реквизитов талона технического осмотра, в том числе подписи технического эксперта, проводившего техническое диагностирование.

Бланк талона технического осмотра приобретает юридическую силу и становится талоном технического осмотра только после успешного прохождения клиентом технического диагностирования в ЗАО «Техосмотр», оформления диагностической карты по результатам технического диагностирования и подписания бланка талона техническим экспертом в установленном законом порядке.

ООО «Росгосстрах» каждый клиент письменно уведомляется, что для проведения технического диагностирования клиенту необходимо обратиться к оператору технического осмотра. Также каждому клиенту выдается купон-направление на проведение технического диагностирования у оператора технического осмотра.

Таким образом, клиенты не вводятся в заблуждение относительно юридической силы выдаваемого им предзаполненного бланка технического осмотра, что подтверждается купоном, подписанным клиентом собственноручно.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, и выслушав доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения предоставленных материалов установлено, что ООО «Росгосстрах»  и  ООО МСК «СТРАЖ» им. С. Живаго осуществляют хозяйственную деятельность на одном товарном рынке – страхование ответственности владельцев автотранспорта (код ОКВЭД - 66.03.3).

Таким образом, ООО «Росгосстрах» и ООО МСК «СТРАЖ» им. С. Живаго,  являются субъектами-конкурентами.

В соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» ООО «Росгосстрах» имеет лицензию Федеральной службы страхового надзора на осуществление страхования <…>.

ООО «Росгосстрах» имеет действующий филиал ООО «Росгосстрах» в Рязанской области.

20.12.2011г. ООО «Росгосстрах» (исполнитель) и ЗАО «Техосмотр» (заказчик) заключили договор <…>, в соответствии с пунктом 1.1. заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра заказчика.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 договора, исполнитель обязан оказывать услуги указанные в пункте 1.1 договора в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе, знакомить клиентов с правилами проведения техосмотра и выдавать клиентам (при изъявлении ими желания при прохождении технического осмотра на пунктах технического осмотра заказчика) направления на технический осмотр по форме, указанной в приложении к договору. Оплата услуг исполнителя осуществляется заказчиком исходя из количества клиентов, фактически направленных на пункты технического осмотра заказчика.

Согласно договору, заключенному между ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр», страховщик получает от аккредитованного оператора технического осмотра бланки талонов технического осмотра и от имени оператора за вознаграждение выполняет предварительную работу по оформлению необходимой документации по проведению технического осмотра, а также частично заполняет бланки технического осмотра транспортных средств.

ООО «Росгосстрах», в лице Рязанского филиала заключало с физическим лицом – страхователем договор ОСАГО с предварительным оформлением технического осмотра транспортного средства в ЗАО «Техосмотр».

При согласии клиента пройти техосмотр в ЗАО «Техосмотр» филиал ООО «Росгосстрах» в Рязанской области оформляет следующие документы:

- договор о проведении технического осмотра;

- направление на проведение технического осмотра на пунктах технического осмотра;

- частично заполненный бланк талона технического осмотра.

После оформления указанной документации ООО «Росгосстрах» заключает с клиентом договор ОСАГО и выдает страховой полис.

В предоставленных ООО МСК «Страж» им. С. Живаго материалах, содержится копия страхового полиса <….> и копия талона технического осмотра <…>.

 В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» талон технического осмотра, составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей, и выдаются владельцу транспортного средства или его представителю.

Согласно части 3 статьи 19 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее три года.

ЗАО «Техосмотр» предоставило список диагностических карт, оформленных и выданных на территории Рязанской области в период с 01.01.2012г. по 30.03.2012г.

В указанном списке отсутствует информация о выдаче диагностической карты <…>

Таким образом, <…> выдан талон о прохождении технического осмотра без прохождения технического осмотра транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в талоне технического осмотра указываются следующие сведения:

  1. категория, марка, модель и модификация транспортного средства;
  2.  идентификационный номер транспортного средства (VIN);
  3. дата проведения технического осмотра;
  4. полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра – юридического лица или фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество оператора технического осмотра – индивидуального предпринимателя, а также номер оператора технического осмотра в реестре операторов технического осмотра;
  5. фамилия, инициалы и подпись технического эксперта;
  6. срок (с указанием года и месяца), не позднее окончания, которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обеспечить проведение очередного технического осмотра;
  7. особые отметки.

В материалах дела имеется копия выданного <…> талона технического осмотра <…>, в котором отсутствует обязательная для указания в талоне технического талона информация (фамилия, инициалы технического эксперта и подпись технического эксперта).

Таким образом, частично заполненный бланк талона технического осмотра без подписи эксперта оператора ЗАО «Техосмотр» не могут удостоверять факт прохождения технического осмотра транспортного средства и не может являться основанием для заключения со страхователем договорав ОСАГО.

Согласно  статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» заключение страховщиком договора ОСАГО со страхователем правомерно только при наличии у последнего талона о прохождении технического осмотра транспортного средства.

ООО «Росгосстрах» в нарушение части 3 статьи 15  ФЗ «Об ОСАГО» заключает со страхователем договор об ОСАГО без наличия у последнего документа, удостоверяющего проведение технического осмотра транспортного средства (как установлено выше, частично заполненный бланк талона техосмотра, выданный самим страховщиком, таким документом не является). Вследствие таких действий страховщика страхователь, заключивший договор ОСАГО и имеющий на руках полис, получает возможность эксплуатировать транспортное средство, не прошедшее техосмотр, и по своему усмотрению решить, проводить ли техосмотр своего транспортного средства, или же отказаться от выполнения предусмотренной законом обязанности. Таким образом, незаконные действия ООО «Росгосстрах» позволяют страхователю по своему усмотрению избежать временных и материальных затрат, связанных с обязательной процедурой техосмотра транспортного средства. В свою очередь, добросовестные страховщики, строго выполняющие требования части 3 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО», такой возможности своим страхователям не предоставляют, правомерно требуя для заключения договора ОСАГО талон техосмотра. В условиях добросовестной конкуренции, при соблюдении всех требований действующего законодательства об ОСАГО, страховые компании при привлечении клиентов (потенциальных страхователей) действуют в равных условиях состязательности, заключая договор ОСАГО только с теми страхователями, которые выполнили предусмотренную законом обязанность по проведению техосмотра своего транспортного средства, и имеют соответствующий документ (талон техосмотра).

Недобросовестные действия ООО «Росгосстрах», в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Рязанской области, позволяют расширить круг своих страхователей, включив в него владельцев транспортных средств, не прошедших техосмотр, что создает для данной страховой компании необоснованные преимущества перед добросовестными страховыми компаниями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» - недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Вышеуказанные незаконные действия ООО «Росгосстрах», в лице филиала «Росгосстрах» в Рязанской области, по организации продажи полиса ОСАГО без наличия у страхователя надлежаще оформленного талона о прохождении технического осмотра, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ОСАГО, противоречат действующему законодательству РФ, и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Росгосстрах», нарушившими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключение договора ОСАГО, в частности с <…> в отсутствии у последней действующего надлежаще оформленного талона о прохождении технического осмотра транспортного средства.

2. Выдать ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«27» июня 2012 года                                                                                        

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии Луканцов В.В., руководитель управления, заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Диманд Р.В., ведущий специалист-эксперт; Колупаева Е.В., специалист – эксперт; Ушатикова Н.А., специалист 1-го разряда, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от «27» июня 2012г. по делу № 170/2012-М/Т о нарушении ООО «Росгосстрах» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ООО «Росгосстрах» в трехдневный  срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении страховой деятельности по ОСАГО, а именно прекратить действия по заключению договоров ОСАГО при отсутствии у страхователей действующего и надлежащим образом оформленного талона технического осмотра транспортного средства.
  2. Об исполнении настоящего Предписания ООО «Росгосстрах» сообщить в в срок до 30.06.2012г.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 57/2012-М/Ф [format] => [safe_value] => 57/2012-М/Ф ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-27 13:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-27 13:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1340889944 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )