Решение по делу № 80/2012-Р в отношении ООО "Внешпромбанк", ИП Лузин А.Ю.

Номер дела: 114/2012-Р
Дата публикации: 10 мая 2012, 17:10

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 114/2012-Р

05 мая 2012г.                                                                                                 

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее Комиссия):

председатель Комиссии – Ерошина Я.А., заместитель руководителя-начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии – Диманд Р.В., Колупаева Е.В.,  Ушатикова Н.А.,

рассмотрев дело №80/2012-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «Внешпромбанк» на транспорант-перетяжке, размещенной по адресу: ул.Горького, д.102, в присутствии представителя рекламодателя ООО «Внешпромбанк» <…>, в отсутствии представителя рекламораспространителя ИП Лузина А.Ю., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (информация с сайта «Почта России от 05.05.2012г. о вручении определения адресату).

УСТАНОВИЛА:

В ходе проводимого Управлением мониторинга наружной рекламы в г.Рязани, на улице Горького, д.102,  была выявлена  рекламная конструкция транспорант - перетяжка, содержащая следующую информацию:

«Вклад «Юбилейный» - 10% годовых. Рязанскому Филиалу ООО «Внешпромбанк» - 5 лет

Далее, мелким шрифтом - Вклад действует с 21 ноября 2011г. по 29 февраля 2012 года включительно 

кофе-машина в подарок 28-44-82. Далее очень мелким нечитаемым без специальных средств  шрифтом

Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей, подарочный сертификат от 20 до 50%, упаковка кофе.

Согласно  пункта 1 статьи  3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.     

Распространяемая информация является рекламой, так как, соответствует всем критериям рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

По факту распространения указанной рекламы было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 (отсутствие существенной информации) и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (не указание всех условий предоставления услуги по привлечению денежных средств - вкладов). В ходе рассмотрения дела при изучении предоставленных документов были выявлены признаки нарушения статьи 9 и статьи 12 ФЗ «О рекламе» (0пределение об отложении дела №80/2012-Р от 03.04.2012г.).

На заседании Комиссии по рассмотрению дела 05.05.2012г. представитель  ООО «Внешпромбанк» признал факт предъявленных обществу определением о возбуждении дела от 20.03.2012г. нарушений законодательства РФ о рекламе при распространении указанной выше рекламы.

Изучив макет рекламы, рассмотрев все предоставленные документы, выслушав доводы стороны по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если, при этом, искажается смысл информации  и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данной рекламе приводится одно условие принимаемых обществом вкладов – максимальная процентная ставка вклада «Юбилейный» (10% годовых).

Возможность и условия дополнительного взноса, периодичность выплаты процентов, порядок расторжения договора вклада, то есть, существенная информация, необходимая потребителю рекламы для принятия осознанного решения по размещению вклада «Юбилейный» в рекламе отсутствует, то есть, установлено нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, привлечение денежных средств во вклады – это финансовая услуга, оказываемая кредитной организацией (банком).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся  услугами лица, или на  сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В распространяемой   рекламе крупным читаемым шрифтом указано одно из условий привлечения денежных средств по вкладу «Юбилейный» - (10% годовых),  формально имеются сведения и о других  условиях вклада (Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей),  но представлены они очень мелким нечитаемым шрифтом. 

Следует учитывать, что делая вывод о невозможности прочтения существенной информации, Комиссия руководствовалась совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы услуг ООО «Внешпромбанк»: месторасположение (над проезжей частью), высота расположения транспорант-перетяжки, ограниченное время считывания информации, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации, то есть, прочитать сведения об условиях привлечения денежных средств  без специальных средств невозможно.

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы России, являющейся уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства от 29. 11.2010 №АК/41963 «О применении Федерального закона «О рекламе» в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом», при оценке рекламы следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с ней без специальных усилий и применения специальных средств. При этом, то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Кроме того, исходя из Договора банковского вклада «Юбилейный» (п.1.10), следует, что в зависимости от суммы вклада процентные ставки меняются: от 10000 до 100000 - 9.50%, от 100000 до 500000 – 9.75%, то есть, в распространяемой рекламе указываются не все условия вклада «Юбилейный», влияющие на сумму получаемого дохода.

Комиссией, также установлено, что в соответствии с п.2.1 Договора банковского вклада «Юбилейный» следует, что вкладчик уплачивает Банку комиссии за совершение операций по счету, установленные «Тарифами Банка»:

1.Безналичного перевода денежных средств со счета в другие кредитные организации;

2.За выдачу справки о состоянии счета;

3.За выдачу наличных денежных средств со счета, если денежные средства поступили в безналичном порядке из других кредитных организаций (за исключением бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов);

4.За проведение безналичных конверсионных операций.

По мнению Центробанка, правовое значение имеет факт уменьшения обозначенной в рекламе доходности вклада (10%) за счет уплачиваемых комиссий только при возникновении конкретной ситуации с клиентом Банка <…>.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия установила, что распространяемая реклама содержит  нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

По факту предъявленных признаков нарушения статьи 9 ФЗ «О рекламе»  Комиссией нарушений не установлено.  Такой вывод Комиссия сделала по следующим основаниям.

Исходя из толкования статьи 9 ФЗ «О рекламе» следует, что приобретение какого-либо товара является условием для участия в стимулирующем мероприятии (конкурсе, лотереи, игры и.т.п.). В данном случае, наоборот, распространяемая реклама привлекает к вкладу «Юбилейный», при заключении договора на который каждый вкладчик получает подарок «кофе машина в подарок».

По факту предъявленных признаков нарушения статьи 12 ФЗ «О рекламе» установлено следующее.

Из предоставленных ООО «Внешпромбанк» документов <…> следует, что согласно  договору  <…> рекламораспространителем является ИП Лузин А.Ю.. Из письма ИП Лузина А.Ю. <…> следует, рекламопроизводителем указанной рекламы является ООО «Бюро рекламы «Компот» (ул.Горького, д.59, г.Рязань), им также заявлено, что транспорант-перетяжка демонтирована и утилизирована, в связи с чем, рекламораспространителю ИП Лузину А.Ю. было предъявлено нарушение статьи 12 ФЗ «О рекламе» (определение об отложении дела №114/2012-Р от 06.04.2012г.), согласно которой рекламные материалы должны храниться в течение года.

В опровержение предъявленных рекламораспространителю признаков нарушения статьи 12 ФЗ «О рекламе» ИП Лузиным А.Ю. на рассмотрение Комиссии предоставлена транспорант-перетяжка с распространяемой рекламой о вкладе «Юбилейный» и заявлено, что первоначальная информация была предоставлена ошибочно <…>.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что на предоставленной ИП Лузиным А.Ю. транспорант-перетяжке имеется маркировка не принадлежащая ни рекламодателю, ни рекламопроизводителю, ни рекламораспространителю.

Для установления достоверности предоставляемой рекламораспространителем  информации Управлением были направлены запросы в рекламные агентства (рекламное агентство «Компот», ООО «News Outdoor», ООО «Легион»). Из полученных ответов следует, что указанная транспорант-перетяжка с рекламой ООО «Внешпромбанк» рекламным агентством ООО «Легион», чья маркировка указана на перетяжке, не изготавливалась.  Из информации, предоставленной рекламным агентством «Компот» следует, что перетяжка изготавливалась рекламным агентством «Компот», заказчиком является ИП Лузин А.Ю., маркировка появилась на перетяжке случайно из-за технического сбоя в программе при подготовке файлов к печати.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с договором №102 от 08.11.2011г. рекламодателем является  ООО «Внешпромбанк» (г.Москва).

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Внешпромбанк» «Вклад «Юбилейный» - 10% годовых Рязанскому Филиалу ООО «Внешпромбанк» - 5 лет Вклад действует с 21 ноября 2011г. по 29 февраля 2012 года включительно  кофе-машина в подарок 28-44-82.

Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей, подарочный сертификат от 20 до 50%, упаковка кофе», поскольку в ней нарушены требования  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме «05» мая  2012г.  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 7149 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 80/2012-Р в отношении ООО "Внешпромбанк", ИП Лузин А.Ю. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7149 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336655817 [changed] => 1370517074 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517074 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 114/2012-Р

05 мая 2012г.                                                                                                 

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее Комиссия):

председатель Комиссии – Ерошина Я.А., заместитель руководителя-начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии – Диманд Р.В., Колупаева Е.В.,  Ушатикова Н.А.,

рассмотрев дело №80/2012-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «Внешпромбанк» на транспорант-перетяжке, размещенной по адресу: ул.Горького, д.102, в присутствии представителя рекламодателя ООО «Внешпромбанк» <…>, в отсутствии представителя рекламораспространителя ИП Лузина А.Ю., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (информация с сайта «Почта России от 05.05.2012г. о вручении определения адресату).

УСТАНОВИЛА:

В ходе проводимого Управлением мониторинга наружной рекламы в г.Рязани, на улице Горького, д.102,  была выявлена  рекламная конструкция транспорант - перетяжка, содержащая следующую информацию:

«Вклад «Юбилейный» - 10% годовых. Рязанскому Филиалу ООО «Внешпромбанк» - 5 лет

Далее, мелким шрифтом - Вклад действует с 21 ноября 2011г. по 29 февраля 2012 года включительно 

кофе-машина в подарок 28-44-82. Далее очень мелким нечитаемым без специальных средств  шрифтом

Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей, подарочный сертификат от 20 до 50%, упаковка кофе.

Согласно  пункта 1 статьи  3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.     

Распространяемая информация является рекламой, так как, соответствует всем критериям рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

По факту распространения указанной рекламы было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 (отсутствие существенной информации) и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (не указание всех условий предоставления услуги по привлечению денежных средств - вкладов). В ходе рассмотрения дела при изучении предоставленных документов были выявлены признаки нарушения статьи 9 и статьи 12 ФЗ «О рекламе» (0пределение об отложении дела №80/2012-Р от 03.04.2012г.).

На заседании Комиссии по рассмотрению дела 05.05.2012г. представитель  ООО «Внешпромбанк» признал факт предъявленных обществу определением о возбуждении дела от 20.03.2012г. нарушений законодательства РФ о рекламе при распространении указанной выше рекламы.

Изучив макет рекламы, рассмотрев все предоставленные документы, выслушав доводы стороны по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если, при этом, искажается смысл информации  и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данной рекламе приводится одно условие принимаемых обществом вкладов – максимальная процентная ставка вклада «Юбилейный» (10% годовых).

Возможность и условия дополнительного взноса, периодичность выплаты процентов, порядок расторжения договора вклада, то есть, существенная информация, необходимая потребителю рекламы для принятия осознанного решения по размещению вклада «Юбилейный» в рекламе отсутствует, то есть, установлено нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, привлечение денежных средств во вклады – это финансовая услуга, оказываемая кредитной организацией (банком).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся  услугами лица, или на  сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В распространяемой   рекламе крупным читаемым шрифтом указано одно из условий привлечения денежных средств по вкладу «Юбилейный» - (10% годовых),  формально имеются сведения и о других  условиях вклада (Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей),  но представлены они очень мелким нечитаемым шрифтом. 

Следует учитывать, что делая вывод о невозможности прочтения существенной информации, Комиссия руководствовалась совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы услуг ООО «Внешпромбанк»: месторасположение (над проезжей частью), высота расположения транспорант-перетяжки, ограниченное время считывания информации, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации, то есть, прочитать сведения об условиях привлечения денежных средств  без специальных средств невозможно.

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы России, являющейся уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства от 29. 11.2010 №АК/41963 «О применении Федерального закона «О рекламе» в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом», при оценке рекламы следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с ней без специальных усилий и применения специальных средств. При этом, то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Кроме того, исходя из Договора банковского вклада «Юбилейный» (п.1.10), следует, что в зависимости от суммы вклада процентные ставки меняются: от 10000 до 100000 - 9.50%, от 100000 до 500000 – 9.75%, то есть, в распространяемой рекламе указываются не все условия вклада «Юбилейный», влияющие на сумму получаемого дохода.

Комиссией, также установлено, что в соответствии с п.2.1 Договора банковского вклада «Юбилейный» следует, что вкладчик уплачивает Банку комиссии за совершение операций по счету, установленные «Тарифами Банка»:

1.Безналичного перевода денежных средств со счета в другие кредитные организации;

2.За выдачу справки о состоянии счета;

3.За выдачу наличных денежных средств со счета, если денежные средства поступили в безналичном порядке из других кредитных организаций (за исключением бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов);

4.За проведение безналичных конверсионных операций.

По мнению Центробанка, правовое значение имеет факт уменьшения обозначенной в рекламе доходности вклада (10%) за счет уплачиваемых комиссий только при возникновении конкретной ситуации с клиентом Банка <…>.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия установила, что распространяемая реклама содержит  нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

По факту предъявленных признаков нарушения статьи 9 ФЗ «О рекламе»  Комиссией нарушений не установлено.  Такой вывод Комиссия сделала по следующим основаниям.

Исходя из толкования статьи 9 ФЗ «О рекламе» следует, что приобретение какого-либо товара является условием для участия в стимулирующем мероприятии (конкурсе, лотереи, игры и.т.п.). В данном случае, наоборот, распространяемая реклама привлекает к вкладу «Юбилейный», при заключении договора на который каждый вкладчик получает подарок «кофе машина в подарок».

По факту предъявленных признаков нарушения статьи 12 ФЗ «О рекламе» установлено следующее.

Из предоставленных ООО «Внешпромбанк» документов <…> следует, что согласно  договору  <…> рекламораспространителем является ИП Лузин А.Ю.. Из письма ИП Лузина А.Ю. <…> следует, рекламопроизводителем указанной рекламы является ООО «Бюро рекламы «Компот» (ул.Горького, д.59, г.Рязань), им также заявлено, что транспорант-перетяжка демонтирована и утилизирована, в связи с чем, рекламораспространителю ИП Лузину А.Ю. было предъявлено нарушение статьи 12 ФЗ «О рекламе» (определение об отложении дела №114/2012-Р от 06.04.2012г.), согласно которой рекламные материалы должны храниться в течение года.

В опровержение предъявленных рекламораспространителю признаков нарушения статьи 12 ФЗ «О рекламе» ИП Лузиным А.Ю. на рассмотрение Комиссии предоставлена транспорант-перетяжка с распространяемой рекламой о вкладе «Юбилейный» и заявлено, что первоначальная информация была предоставлена ошибочно <…>.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что на предоставленной ИП Лузиным А.Ю. транспорант-перетяжке имеется маркировка не принадлежащая ни рекламодателю, ни рекламопроизводителю, ни рекламораспространителю.

Для установления достоверности предоставляемой рекламораспространителем  информации Управлением были направлены запросы в рекламные агентства (рекламное агентство «Компот», ООО «News Outdoor», ООО «Легион»). Из полученных ответов следует, что указанная транспорант-перетяжка с рекламой ООО «Внешпромбанк» рекламным агентством ООО «Легион», чья маркировка указана на перетяжке, не изготавливалась.  Из информации, предоставленной рекламным агентством «Компот» следует, что перетяжка изготавливалась рекламным агентством «Компот», заказчиком является ИП Лузин А.Ю., маркировка появилась на перетяжке случайно из-за технического сбоя в программе при подготовке файлов к печати.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с договором №102 от 08.11.2011г. рекламодателем является  ООО «Внешпромбанк» (г.Москва).

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Внешпромбанк» «Вклад «Юбилейный» - 10% годовых Рязанскому Филиалу ООО «Внешпромбанк» - 5 лет Вклад действует с 21 ноября 2011г. по 29 февраля 2012 года включительно  кофе-машина в подарок 28-44-82.

Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей, подарочный сертификат от 20 до 50%, упаковка кофе», поскольку в ней нарушены требования  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме «05» мая  2012г.  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 114/2012-Р

05 мая 2012г.                                                                                                 

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее Комиссия):

председатель Комиссии – Ерошина Я.А., заместитель руководителя-начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии – Диманд Р.В., Колупаева Е.В.,  Ушатикова Н.А.,

рассмотрев дело №80/2012-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «Внешпромбанк» на транспорант-перетяжке, размещенной по адресу: ул.Горького, д.102, в присутствии представителя рекламодателя ООО «Внешпромбанк» <…>, в отсутствии представителя рекламораспространителя ИП Лузина А.Ю., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (информация с сайта «Почта России от 05.05.2012г. о вручении определения адресату).

УСТАНОВИЛА:

В ходе проводимого Управлением мониторинга наружной рекламы в г.Рязани, на улице Горького, д.102,  была выявлена  рекламная конструкция транспорант - перетяжка, содержащая следующую информацию:

«Вклад «Юбилейный» - 10% годовых. Рязанскому Филиалу ООО «Внешпромбанк» - 5 лет

Далее, мелким шрифтом - Вклад действует с 21 ноября 2011г. по 29 февраля 2012 года включительно 

кофе-машина в подарок 28-44-82. Далее очень мелким нечитаемым без специальных средств  шрифтом

Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей, подарочный сертификат от 20 до 50%, упаковка кофе.

Согласно  пункта 1 статьи  3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.     

Распространяемая информация является рекламой, так как, соответствует всем критериям рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

По факту распространения указанной рекламы было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 (отсутствие существенной информации) и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (не указание всех условий предоставления услуги по привлечению денежных средств - вкладов). В ходе рассмотрения дела при изучении предоставленных документов были выявлены признаки нарушения статьи 9 и статьи 12 ФЗ «О рекламе» (0пределение об отложении дела №80/2012-Р от 03.04.2012г.).

На заседании Комиссии по рассмотрению дела 05.05.2012г. представитель  ООО «Внешпромбанк» признал факт предъявленных обществу определением о возбуждении дела от 20.03.2012г. нарушений законодательства РФ о рекламе при распространении указанной выше рекламы.

Изучив макет рекламы, рассмотрев все предоставленные документы, выслушав доводы стороны по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если, при этом, искажается смысл информации  и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данной рекламе приводится одно условие принимаемых обществом вкладов – максимальная процентная ставка вклада «Юбилейный» (10% годовых).

Возможность и условия дополнительного взноса, периодичность выплаты процентов, порядок расторжения договора вклада, то есть, существенная информация, необходимая потребителю рекламы для принятия осознанного решения по размещению вклада «Юбилейный» в рекламе отсутствует, то есть, установлено нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, привлечение денежных средств во вклады – это финансовая услуга, оказываемая кредитной организацией (банком).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся  услугами лица, или на  сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В распространяемой   рекламе крупным читаемым шрифтом указано одно из условий привлечения денежных средств по вкладу «Юбилейный» - (10% годовых),  формально имеются сведения и о других  условиях вклада (Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей),  но представлены они очень мелким нечитаемым шрифтом. 

Следует учитывать, что делая вывод о невозможности прочтения существенной информации, Комиссия руководствовалась совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы услуг ООО «Внешпромбанк»: месторасположение (над проезжей частью), высота расположения транспорант-перетяжки, ограниченное время считывания информации, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации, то есть, прочитать сведения об условиях привлечения денежных средств  без специальных средств невозможно.

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы России, являющейся уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства от 29. 11.2010 №АК/41963 «О применении Федерального закона «О рекламе» в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом», при оценке рекламы следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с ней без специальных усилий и применения специальных средств. При этом, то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Кроме того, исходя из Договора банковского вклада «Юбилейный» (п.1.10), следует, что в зависимости от суммы вклада процентные ставки меняются: от 10000 до 100000 - 9.50%, от 100000 до 500000 – 9.75%, то есть, в распространяемой рекламе указываются не все условия вклада «Юбилейный», влияющие на сумму получаемого дохода.

Комиссией, также установлено, что в соответствии с п.2.1 Договора банковского вклада «Юбилейный» следует, что вкладчик уплачивает Банку комиссии за совершение операций по счету, установленные «Тарифами Банка»:

1.Безналичного перевода денежных средств со счета в другие кредитные организации;

2.За выдачу справки о состоянии счета;

3.За выдачу наличных денежных средств со счета, если денежные средства поступили в безналичном порядке из других кредитных организаций (за исключением бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов);

4.За проведение безналичных конверсионных операций.

По мнению Центробанка, правовое значение имеет факт уменьшения обозначенной в рекламе доходности вклада (10%) за счет уплачиваемых комиссий только при возникновении конкретной ситуации с клиентом Банка <…>.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия установила, что распространяемая реклама содержит  нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

По факту предъявленных признаков нарушения статьи 9 ФЗ «О рекламе»  Комиссией нарушений не установлено.  Такой вывод Комиссия сделала по следующим основаниям.

Исходя из толкования статьи 9 ФЗ «О рекламе» следует, что приобретение какого-либо товара является условием для участия в стимулирующем мероприятии (конкурсе, лотереи, игры и.т.п.). В данном случае, наоборот, распространяемая реклама привлекает к вкладу «Юбилейный», при заключении договора на который каждый вкладчик получает подарок «кофе машина в подарок».

По факту предъявленных признаков нарушения статьи 12 ФЗ «О рекламе» установлено следующее.

Из предоставленных ООО «Внешпромбанк» документов <…> следует, что согласно  договору  <…> рекламораспространителем является ИП Лузин А.Ю.. Из письма ИП Лузина А.Ю. <…> следует, рекламопроизводителем указанной рекламы является ООО «Бюро рекламы «Компот» (ул.Горького, д.59, г.Рязань), им также заявлено, что транспорант-перетяжка демонтирована и утилизирована, в связи с чем, рекламораспространителю ИП Лузину А.Ю. было предъявлено нарушение статьи 12 ФЗ «О рекламе» (определение об отложении дела №114/2012-Р от 06.04.2012г.), согласно которой рекламные материалы должны храниться в течение года.

В опровержение предъявленных рекламораспространителю признаков нарушения статьи 12 ФЗ «О рекламе» ИП Лузиным А.Ю. на рассмотрение Комиссии предоставлена транспорант-перетяжка с распространяемой рекламой о вкладе «Юбилейный» и заявлено, что первоначальная информация была предоставлена ошибочно <…>.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что на предоставленной ИП Лузиным А.Ю. транспорант-перетяжке имеется маркировка не принадлежащая ни рекламодателю, ни рекламопроизводителю, ни рекламораспространителю.

Для установления достоверности предоставляемой рекламораспространителем  информации Управлением были направлены запросы в рекламные агентства (рекламное агентство «Компот», ООО «News Outdoor», ООО «Легион»). Из полученных ответов следует, что указанная транспорант-перетяжка с рекламой ООО «Внешпромбанк» рекламным агентством ООО «Легион», чья маркировка указана на перетяжке, не изготавливалась.  Из информации, предоставленной рекламным агентством «Компот» следует, что перетяжка изготавливалась рекламным агентством «Компот», заказчиком является ИП Лузин А.Ю., маркировка появилась на перетяжке случайно из-за технического сбоя в программе при подготовке файлов к печати.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с договором №102 от 08.11.2011г. рекламодателем является  ООО «Внешпромбанк» (г.Москва).

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Внешпромбанк» «Вклад «Юбилейный» - 10% годовых Рязанскому Филиалу ООО «Внешпромбанк» - 5 лет Вклад действует с 21 ноября 2011г. по 29 февраля 2012 года включительно  кофе-машина в подарок 28-44-82.

Срок 1 год, сумма от 500 тыс. рублей, подарочный сертификат от 20 до 50%, упаковка кофе», поскольку в ней нарушены требования  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме «05» мая  2012г.  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1065 [format] => [safe_value] => 1065 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 114/2012-Р [format] => [safe_value] => 114/2012-Р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-10 13:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-05 13:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336655817 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )