Решение по делу № 415/2011-М/В в отношении министерства природопользования и экологии Рязанской области

Номер дела: 415/2011-М/В
Дата публикации: 20 февраля 2012, 12:18

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля  2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2012года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: Председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста – эксперта,  Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда, Мелешкова М.А. специалиста 1-ого разряда  рассмотрев дело № 415/2011-M/B по признакам нарушения Министерством природопользования и экологии Рязанской области (ул. Есенина, д.9, г. Рязань) части 1  статьи 15 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА :

08 декабря 2011 года в Рязанское УФАС России поступило заявление ООО «Геотехнология» (далее – Общество) на неправомерные действия Министерства природопользования и экологии Рязанской области (далее – Министерство, ответчик), выразившееся в отказе об организации аукциона на право пользования участком недр с целью геологического изучения, развития и добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области.

Общество имело намерение стать пользователем недр на земельных участках с кадастровыми номерами 62:15:0060422:74 и 62:15:0060422:75 в районе с. Шумашь Рязанского района Рязанской области, содержащих месторождения песка, включенного в «Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области», утвержденный совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации №42-Р и Правительства Рязанской области №330-Р от 29.08.2006г.

ООО «Геотехнология» письмом от 27.01.2011г. №12  обратилось в Министерство с просьбой организовать проведение аукциона права на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка. Ответа не последовало.

Письмом от 12.07.2011г. №22 Общество повторно обратилось в Министерство с просьбой организовать проведение аукциона. Министерство письмом от 22.07.2011г. №ИА/9-3028 сообщило, что для решения поставленного вопроса обществу необходимо представить дополнительную информацию по бизнес-плану и ряд документов.

ООО «Геотехнология» письмом от 02.08.2011г. №27 направило в адрес Министерства запрошенную информацию и документы. Министерство природопользования и экологии Рязанской области письмом от 15.08.2011г. №АП/9-3361 отказало в организации аукциона по причине «… отсутствие потребности в строительном песке в количестве, превышающем суммарные запасы распределенных фондов недр».

Такой отказ, по сути, означает ограничение (запрещение) пользования отдельными участками недр, что ограничивает конкуренцию на рынке песка, поскольку является препятствием для входа на рынок.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия органов власти, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, Министерство транспорта и автомобильных дорог (далее – Минтранс Рязанской области), привлеченное Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица, обращением от 07.07.2011г. №ША/6-2640 также просило Министерство ускорить проведение аукциона на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка на земельном участке, расположенном  слева от автодороги (от села Шумашь) – Спасск-Рязанский – Ижевское – Лакаш в районе с. Шумашь (по обращению ООО «Геотехнология).

Минтранс Рязанской области мотивировало свой довод следующими основаниями.

Для строительства автомобильной дороги «Северный обход города Рязани», автомобильной дороги от улицы Солнечная г. Рязани до указанной автомобильной дороги, а также автомобильных дорог туристко-рекреационном кластере «Рязанский» потребность в строительном песке на 2012 – 2014 годы составит ориентировочно 1500тыс. куб. м. В 2011 г. у подрядных организаций возникли трудности с поставкой материала из месторождений Рязанского района Рязанской области, ежедневная потребность в котором составила 10тыс. куб. м. Месторождения в районах с. Шумашь, с. Дубровичи Рязанской области наиболее выгодно расположены к строящимся объектам. Движение большегрузных автомобилей не проходит по населенным пунктам, сокращаются  дальность и время перевозки материала, в конечном счете,  сокращаются и сроки строительства упомянутых объектов.

Помимо строительства вышеуказанных объектов строительный песок будет использоваться при ремонте и содержании автомобильных дорог Спас-Клепики – Рязань и Рязань (от с. Шумашь) – Спасск-Рязанский – Ижевское – Лакаш.

В связи с этим, Минтранс Рязанской области заинтересован в развитии новых месторождений в районах с. Шумашь и с. Дубровичи, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером  62:15:0060422:74.

В ходе заседаний Комиссии представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, заявив, что поступившее обращение ООО «Геотехнология» не является заявкой на участие в аукционе. Данное обращение в соответствии с требованиями действующего законодательства может расцениваться только как предварительное согласие о намерении участвовать в открытом аукционе на право пользования недрами в случае, если Министерством будет принято решение о его проведении.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав представителей сторон Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Министерства природопользования и экологии Рязанской области, нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» связанного с ограничением оборота участка недр при рассмотрении заявки на проведение аукциона.

Такой вывод вытекает из следующего.Правовое регулирование отношений недропользования находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации. Эти отношения в Рязанской области регулируются  законом Российской Федерации от 21.02.1992  №2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), законом Рязанской области от 04.04.2007 №47-ОЗ «О недропользование на территории Рязанской области» (далее – Закон №47-ОЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами.

Уполномоченным исполнительным органом по предоставлению геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области, согласно п.3 ст.4 Закона №47-ОЗ и п.2 постановления Правительства Рязанской области от 13.08.2008г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области», является Министерство природопользования и экологии Рязанской области.

Основанием возникновения права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласно п.6 ст.10.1 Закона «О недрах» и ст.8 Закона №47-ОЗ, является решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области, принимаемое по результатам аукциона на приобретение права на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых. Указанное Министерство, согласно п.12 ст.5 Закона №47-ОЗ принимает решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр.

Несмотря на довод представителя ответчика, о том, что поступившее обращение ООО «Геотехнология» не является заявкой на участие в аукционе и законодательством не предусмотрена процедура инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами, Министерство приняло заявку Общества об организации аукциона, что подтверждается необходимостью предоставления в адрес Министерства дополнительной информации по бизнес-плану добычи строительного песка.

Запрет на право инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами может быть предусмотрен только федеральным законодательством. В настоящие время, какие либо нормативно-правовые акты о запрете на право инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами, отсутствуют.

Ссылка представителя ответчика  на Федеральный закон от 30.11.2011 №364-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который говорит о том, что субъект Российской Федерации может проводить аукционы на право пользования недрами лишь по участкам недр местного значения,  включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, неправомерна, поскольку указанные положения закона вступили в законную силу с 12.12.2011года, т.е после рассматриваемых Комиссией событий.

Комиссия рекомендует Министерству природопользования и экологии Рязанской области разработать документ, регламентирующий порядок включения участков общераспространенных полезных ископаемых в перечень указанный в пункте 1 части первой статьи 2.3 Федерального закона от 30.11.2011 №364-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Письмом от 15.08.2011г. №АП/9-3361 Министерство природопользования и экологии Рязанской области отказало в организации аукциона с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области в связи с «… отсутствием потребности в строительном песке в количестве, превышающем суммарные запасы распределенных фондов недр».

Согласно, ст.8 Закона «О недрах», пользование отдельными участками недр может быть ограниченно или запрещено только в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Таким образом, отказ Министерства об удовлетворении заявки ООО «Геотехнология» о проведении аукциона на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, привел к нарушению части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, , частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.  Признать действия Министерства природопользования и экологии Рязанской области нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неправомерного ограничения оборота участков недр при рассмотрении заявки на проведение аукциона, поданной ООО «Геотехнология».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.11.2011 №364-ФЗ « О внесении изменений в Закон «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3.  Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Министерства природопользования и экологии Рязанской области, подписавшего отказ об организации аукциона на право пользования новыми участками недр с целью добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 6997 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 415/2011-М/В в отношении министерства природопользования и экологии Рязанской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6997 [type] => solution [language] => ru [created] => 1329726078 [changed] => 1370517074 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517074 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля  2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2012года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: Председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста – эксперта,  Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда, Мелешкова М.А. специалиста 1-ого разряда  рассмотрев дело № 415/2011-M/B по признакам нарушения Министерством природопользования и экологии Рязанской области (ул. Есенина, д.9, г. Рязань) части 1  статьи 15 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА :

08 декабря 2011 года в Рязанское УФАС России поступило заявление ООО «Геотехнология» (далее – Общество) на неправомерные действия Министерства природопользования и экологии Рязанской области (далее – Министерство, ответчик), выразившееся в отказе об организации аукциона на право пользования участком недр с целью геологического изучения, развития и добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области.

Общество имело намерение стать пользователем недр на земельных участках с кадастровыми номерами 62:15:0060422:74 и 62:15:0060422:75 в районе с. Шумашь Рязанского района Рязанской области, содержащих месторождения песка, включенного в «Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области», утвержденный совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации №42-Р и Правительства Рязанской области №330-Р от 29.08.2006г.

ООО «Геотехнология» письмом от 27.01.2011г. №12  обратилось в Министерство с просьбой организовать проведение аукциона права на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка. Ответа не последовало.

Письмом от 12.07.2011г. №22 Общество повторно обратилось в Министерство с просьбой организовать проведение аукциона. Министерство письмом от 22.07.2011г. №ИА/9-3028 сообщило, что для решения поставленного вопроса обществу необходимо представить дополнительную информацию по бизнес-плану и ряд документов.

ООО «Геотехнология» письмом от 02.08.2011г. №27 направило в адрес Министерства запрошенную информацию и документы. Министерство природопользования и экологии Рязанской области письмом от 15.08.2011г. №АП/9-3361 отказало в организации аукциона по причине «… отсутствие потребности в строительном песке в количестве, превышающем суммарные запасы распределенных фондов недр».

Такой отказ, по сути, означает ограничение (запрещение) пользования отдельными участками недр, что ограничивает конкуренцию на рынке песка, поскольку является препятствием для входа на рынок.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия органов власти, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, Министерство транспорта и автомобильных дорог (далее – Минтранс Рязанской области), привлеченное Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица, обращением от 07.07.2011г. №ША/6-2640 также просило Министерство ускорить проведение аукциона на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка на земельном участке, расположенном  слева от автодороги (от села Шумашь) – Спасск-Рязанский – Ижевское – Лакаш в районе с. Шумашь (по обращению ООО «Геотехнология).

Минтранс Рязанской области мотивировало свой довод следующими основаниями.

Для строительства автомобильной дороги «Северный обход города Рязани», автомобильной дороги от улицы Солнечная г. Рязани до указанной автомобильной дороги, а также автомобильных дорог туристко-рекреационном кластере «Рязанский» потребность в строительном песке на 2012 – 2014 годы составит ориентировочно 1500тыс. куб. м. В 2011 г. у подрядных организаций возникли трудности с поставкой материала из месторождений Рязанского района Рязанской области, ежедневная потребность в котором составила 10тыс. куб. м. Месторождения в районах с. Шумашь, с. Дубровичи Рязанской области наиболее выгодно расположены к строящимся объектам. Движение большегрузных автомобилей не проходит по населенным пунктам, сокращаются  дальность и время перевозки материала, в конечном счете,  сокращаются и сроки строительства упомянутых объектов.

Помимо строительства вышеуказанных объектов строительный песок будет использоваться при ремонте и содержании автомобильных дорог Спас-Клепики – Рязань и Рязань (от с. Шумашь) – Спасск-Рязанский – Ижевское – Лакаш.

В связи с этим, Минтранс Рязанской области заинтересован в развитии новых месторождений в районах с. Шумашь и с. Дубровичи, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером  62:15:0060422:74.

В ходе заседаний Комиссии представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, заявив, что поступившее обращение ООО «Геотехнология» не является заявкой на участие в аукционе. Данное обращение в соответствии с требованиями действующего законодательства может расцениваться только как предварительное согласие о намерении участвовать в открытом аукционе на право пользования недрами в случае, если Министерством будет принято решение о его проведении.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав представителей сторон Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Министерства природопользования и экологии Рязанской области, нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» связанного с ограничением оборота участка недр при рассмотрении заявки на проведение аукциона.

Такой вывод вытекает из следующего.Правовое регулирование отношений недропользования находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации. Эти отношения в Рязанской области регулируются  законом Российской Федерации от 21.02.1992  №2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), законом Рязанской области от 04.04.2007 №47-ОЗ «О недропользование на территории Рязанской области» (далее – Закон №47-ОЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами.

Уполномоченным исполнительным органом по предоставлению геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области, согласно п.3 ст.4 Закона №47-ОЗ и п.2 постановления Правительства Рязанской области от 13.08.2008г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области», является Министерство природопользования и экологии Рязанской области.

Основанием возникновения права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласно п.6 ст.10.1 Закона «О недрах» и ст.8 Закона №47-ОЗ, является решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области, принимаемое по результатам аукциона на приобретение права на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых. Указанное Министерство, согласно п.12 ст.5 Закона №47-ОЗ принимает решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр.

Несмотря на довод представителя ответчика, о том, что поступившее обращение ООО «Геотехнология» не является заявкой на участие в аукционе и законодательством не предусмотрена процедура инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами, Министерство приняло заявку Общества об организации аукциона, что подтверждается необходимостью предоставления в адрес Министерства дополнительной информации по бизнес-плану добычи строительного песка.

Запрет на право инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами может быть предусмотрен только федеральным законодательством. В настоящие время, какие либо нормативно-правовые акты о запрете на право инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами, отсутствуют.

Ссылка представителя ответчика  на Федеральный закон от 30.11.2011 №364-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который говорит о том, что субъект Российской Федерации может проводить аукционы на право пользования недрами лишь по участкам недр местного значения,  включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, неправомерна, поскольку указанные положения закона вступили в законную силу с 12.12.2011года, т.е после рассматриваемых Комиссией событий.

Комиссия рекомендует Министерству природопользования и экологии Рязанской области разработать документ, регламентирующий порядок включения участков общераспространенных полезных ископаемых в перечень указанный в пункте 1 части первой статьи 2.3 Федерального закона от 30.11.2011 №364-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Письмом от 15.08.2011г. №АП/9-3361 Министерство природопользования и экологии Рязанской области отказало в организации аукциона с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области в связи с «… отсутствием потребности в строительном песке в количестве, превышающем суммарные запасы распределенных фондов недр».

Согласно, ст.8 Закона «О недрах», пользование отдельными участками недр может быть ограниченно или запрещено только в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Таким образом, отказ Министерства об удовлетворении заявки ООО «Геотехнология» о проведении аукциона на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, привел к нарушению части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, , частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.  Признать действия Министерства природопользования и экологии Рязанской области нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неправомерного ограничения оборота участков недр при рассмотрении заявки на проведение аукциона, поданной ООО «Геотехнология».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.11.2011 №364-ФЗ « О внесении изменений в Закон «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3.  Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Министерства природопользования и экологии Рязанской области, подписавшего отказ об организации аукциона на право пользования новыми участками недр с целью добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля  2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2012года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: Председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста – эксперта,  Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда, Мелешкова М.А. специалиста 1-ого разряда  рассмотрев дело № 415/2011-M/B по признакам нарушения Министерством природопользования и экологии Рязанской области (ул. Есенина, д.9, г. Рязань) части 1  статьи 15 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА :

08 декабря 2011 года в Рязанское УФАС России поступило заявление ООО «Геотехнология» (далее – Общество) на неправомерные действия Министерства природопользования и экологии Рязанской области (далее – Министерство, ответчик), выразившееся в отказе об организации аукциона на право пользования участком недр с целью геологического изучения, развития и добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области.

Общество имело намерение стать пользователем недр на земельных участках с кадастровыми номерами 62:15:0060422:74 и 62:15:0060422:75 в районе с. Шумашь Рязанского района Рязанской области, содержащих месторождения песка, включенного в «Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области», утвержденный совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации №42-Р и Правительства Рязанской области №330-Р от 29.08.2006г.

ООО «Геотехнология» письмом от 27.01.2011г. №12  обратилось в Министерство с просьбой организовать проведение аукциона права на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка. Ответа не последовало.

Письмом от 12.07.2011г. №22 Общество повторно обратилось в Министерство с просьбой организовать проведение аукциона. Министерство письмом от 22.07.2011г. №ИА/9-3028 сообщило, что для решения поставленного вопроса обществу необходимо представить дополнительную информацию по бизнес-плану и ряд документов.

ООО «Геотехнология» письмом от 02.08.2011г. №27 направило в адрес Министерства запрошенную информацию и документы. Министерство природопользования и экологии Рязанской области письмом от 15.08.2011г. №АП/9-3361 отказало в организации аукциона по причине «… отсутствие потребности в строительном песке в количестве, превышающем суммарные запасы распределенных фондов недр».

Такой отказ, по сути, означает ограничение (запрещение) пользования отдельными участками недр, что ограничивает конкуренцию на рынке песка, поскольку является препятствием для входа на рынок.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия органов власти, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, Министерство транспорта и автомобильных дорог (далее – Минтранс Рязанской области), привлеченное Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица, обращением от 07.07.2011г. №ША/6-2640 также просило Министерство ускорить проведение аукциона на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка на земельном участке, расположенном  слева от автодороги (от села Шумашь) – Спасск-Рязанский – Ижевское – Лакаш в районе с. Шумашь (по обращению ООО «Геотехнология).

Минтранс Рязанской области мотивировало свой довод следующими основаниями.

Для строительства автомобильной дороги «Северный обход города Рязани», автомобильной дороги от улицы Солнечная г. Рязани до указанной автомобильной дороги, а также автомобильных дорог туристко-рекреационном кластере «Рязанский» потребность в строительном песке на 2012 – 2014 годы составит ориентировочно 1500тыс. куб. м. В 2011 г. у подрядных организаций возникли трудности с поставкой материала из месторождений Рязанского района Рязанской области, ежедневная потребность в котором составила 10тыс. куб. м. Месторождения в районах с. Шумашь, с. Дубровичи Рязанской области наиболее выгодно расположены к строящимся объектам. Движение большегрузных автомобилей не проходит по населенным пунктам, сокращаются  дальность и время перевозки материала, в конечном счете,  сокращаются и сроки строительства упомянутых объектов.

Помимо строительства вышеуказанных объектов строительный песок будет использоваться при ремонте и содержании автомобильных дорог Спас-Клепики – Рязань и Рязань (от с. Шумашь) – Спасск-Рязанский – Ижевское – Лакаш.

В связи с этим, Минтранс Рязанской области заинтересован в развитии новых месторождений в районах с. Шумашь и с. Дубровичи, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером  62:15:0060422:74.

В ходе заседаний Комиссии представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, заявив, что поступившее обращение ООО «Геотехнология» не является заявкой на участие в аукционе. Данное обращение в соответствии с требованиями действующего законодательства может расцениваться только как предварительное согласие о намерении участвовать в открытом аукционе на право пользования недрами в случае, если Министерством будет принято решение о его проведении.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав представителей сторон Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Министерства природопользования и экологии Рязанской области, нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» связанного с ограничением оборота участка недр при рассмотрении заявки на проведение аукциона.

Такой вывод вытекает из следующего.Правовое регулирование отношений недропользования находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации. Эти отношения в Рязанской области регулируются  законом Российской Федерации от 21.02.1992  №2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), законом Рязанской области от 04.04.2007 №47-ОЗ «О недропользование на территории Рязанской области» (далее – Закон №47-ОЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами.

Уполномоченным исполнительным органом по предоставлению геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области, согласно п.3 ст.4 Закона №47-ОЗ и п.2 постановления Правительства Рязанской области от 13.08.2008г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области», является Министерство природопользования и экологии Рязанской области.

Основанием возникновения права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласно п.6 ст.10.1 Закона «О недрах» и ст.8 Закона №47-ОЗ, является решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области, принимаемое по результатам аукциона на приобретение права на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых. Указанное Министерство, согласно п.12 ст.5 Закона №47-ОЗ принимает решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр.

Несмотря на довод представителя ответчика, о том, что поступившее обращение ООО «Геотехнология» не является заявкой на участие в аукционе и законодательством не предусмотрена процедура инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами, Министерство приняло заявку Общества об организации аукциона, что подтверждается необходимостью предоставления в адрес Министерства дополнительной информации по бизнес-плану добычи строительного песка.

Запрет на право инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами может быть предусмотрен только федеральным законодательством. В настоящие время, какие либо нормативно-правовые акты о запрете на право инициирования хозяйствующим субъектом аукционов на право пользования недрами, отсутствуют.

Ссылка представителя ответчика  на Федеральный закон от 30.11.2011 №364-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который говорит о том, что субъект Российской Федерации может проводить аукционы на право пользования недрами лишь по участкам недр местного значения,  включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, неправомерна, поскольку указанные положения закона вступили в законную силу с 12.12.2011года, т.е после рассматриваемых Комиссией событий.

Комиссия рекомендует Министерству природопользования и экологии Рязанской области разработать документ, регламентирующий порядок включения участков общераспространенных полезных ископаемых в перечень указанный в пункте 1 части первой статьи 2.3 Федерального закона от 30.11.2011 №364-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Письмом от 15.08.2011г. №АП/9-3361 Министерство природопользования и экологии Рязанской области отказало в организации аукциона с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области в связи с «… отсутствием потребности в строительном песке в количестве, превышающем суммарные запасы распределенных фондов недр».

Согласно, ст.8 Закона «О недрах», пользование отдельными участками недр может быть ограниченно или запрещено только в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Таким образом, отказ Министерства об удовлетворении заявки ООО «Геотехнология» о проведении аукциона на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, привел к нарушению части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, , частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.  Признать действия Министерства природопользования и экологии Рязанской области нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неправомерного ограничения оборота участков недр при рассмотрении заявки на проведение аукциона, поданной ООО «Геотехнология».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.11.2011 №364-ФЗ « О внесении изменений в Закон «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3.  Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Министерства природопользования и экологии Рязанской области, подписавшего отказ об организации аукциона на право пользования новыми участками недр с целью добычи строительного песка на территории Рязанского района Рязанской области.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 298 [format] => [safe_value] => 298 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 415/2011-М/В [format] => [safe_value] => 415/2011-М/В ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-20 08:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-20 08:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1329726078 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )