Решение и предписание по делу № 376/2011-М/В в отношении администрации МО - Новомичуринское городское поселение Пронский МР Рязанской области

Номер дела: 376/2011-М/В
Дата публикации: 26 декабря 2011, 01:00

РЕШЕНИЕ                                                                                                          

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря  2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2011года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: Председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста – эксперта,  Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда, Мелешкова М.А. специалиста 1-ого разряда  рассмотрев дело № 376/2011-M/B по признакам нарушения администрацией муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципального района Рязанской области (д.26Д, г. Новомичуринск, Пронский район, Рязанская область 391160) части 3  статьи 15 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА :

Четырнадцатого ноября 2011 года из ФАС России в Рязанское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> на неправомерные действия администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципальный район Рязанской области (далее – Администрация) и действия муниципального автономного учреждения «БытСервис» (далее – МАУ «БытСервис», Учреждение), которое препятствует ее предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель <…> занимается оказанием ритуальных услуг населению в г. Новомичуринске Пронского муниципального района, с июля 2005г. арендует здание на территории городского кладбища (муниципальная собственность) и производит погребения на территории данного кладбища.

Установлено, что Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации от 11.01.2010г. №1 создано МАУ «БытСервис», которое является некоммерческой организацией созданной для решения вопросов по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения и в соответствии с нормами Закона о погребении является  специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Новомичуринского городского поселения,

Указанным постановлением, Администрация наделила Учреждение полномочиями органа местного самоуправления, в части ответственности за содержание кладбища, выделение мест для захоронения, кроме того, оформление прав пользования земельными участками для строительства и реконструкции кладбищ (в том числе воинских) и выполнение проектов строительства и реконструкции кладбищ, проведением работ по отводу земельных участков для строительства и реконструкции кладбищ (в том числе воинских), выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту кладбищ (в том числе воинских), согласно Устава, так же возложена на Учреждение.

Постановлением администрации от 25.10.2011г. №228 в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», было создано муниципальное бюджетное учреждение «БытСервис» (далее – МАУ (МБУ) «БытСервис») путем изменения типа существующего муниципального автономного учреждения «БытСервис», которое также, в соответствии с Уставом, является некоммерческой организацией для выполнения аналогичных функций.

Кроме того, из заявления предпринимателя следует, что с началом своей деятельности Учреждение стало препятствовать работе предпринимателя, зачастую препятствуя в проведении погребения, а именно выделение мест под захоронение.

В ходе заседаний Комиссии представитель ответчика и заинтересованного лица  с доводами заявителя не согласились, заявив, что функции и  данные виды деятельности были предусмотрены в том случае, если органы местного самоуправления делегируют Учреждению данные полномочия.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав представителей сторон Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципальный район Рязанской области, связанных с наделением хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления, нарушением части 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вывод вытекает из следующего.

Согласно объяснениям директора МАУ (МБУ) «БытСервис» <…> отобранного 29.11.2011г. помощником прокурора Пронского района <…> следует, что Администрация передала МАУ (МБУ) «БытСервис» полномочия по решению вопросов  по созданию условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования – Новомичуринское городское поселение, то есть выполняет функции специализированной службы.

Так же, в соответствии с Уставом и прейскурантом цен на ритуальные услуги от 28.12.2010 года, утвержденным директором МАУ (МБУ) «БытСервис» и согласованным с Администрацией, МАУ (МБУ) «БытСервис» оказывает населению следующие виды услуг: погребение тел умерших в могилу, захоронение урны с прахом умершего, транспортировка тел умерших, доставка и продажа ритуальных принадлежностей (ограды, венки, кресты).

Таким образом, наличие прейскуранта цен на ритуальные услуги, оказываемые населению, подтверждает, что МАУ (МБУ) «БытСервис» занимается деятельностью, приносящей Учреждению доход, т.е. в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

В силу этого, статус специализированных служб не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказания всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Согласно разъяснениям о применении антимонопольного законодательства от 30.09.2009г. №АК/34001 ФАС России следует, что с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела,  могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальные учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием.

Все остальные работы (услуги) на кладбище должны выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

Данная позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2008г. №12027/07, согласно которому передача в ведение специализированной службы общественных кладбищ и наделении его функциями органов местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установлении режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности специализированных служб как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

Таким образом, наделение хозяйствующего субъекта (МАУ (МБУ) «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления, привело к нарушению части 3 статьи 15 Закона о защите Конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, , частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской области, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта (МАУ (МБУ) «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления,  нарушившими  часть 3  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить материалы дела в Прокуратуру Пронского района Рязанской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица  администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской, наделившего хозяйствующий субъект (МАУ (МБУ)  «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

П Р Е Д П И С А Н И Е   №  376/2011 – M/B

23 декабря 2011 года                                                                                              

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

- председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления;

членов Комиссии:

- Тихомирова В.И., начальника отдела,

- Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта,

- Мелешкова М. А., специалиста 1-ого разряда,

- Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  на основании своего решения от 23.12.2011г. по делу № 376/2011 – M/B о нарушении администрацией муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (д. 26Д, г. Новомичуринск, Пронский район, Рязанская область   391160) часть 3  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»      

п р е д п и с ы в а е т:

Администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области:

1. В месячный срок со дня получения настоящего предписания привести устав бюджетного учреждения «БытСервис» в соответствие с антимонопольным законодательством, исключив функции органов местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах или иным образом устранить нарушение.

2. Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России не позднее 15.02.2012г.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6902 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 376/2011-М/В в отношении администрации МО - Новомичуринское городское поселение Пронский МР Рязанской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6902 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324964965 [changed] => 1370517074 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517074 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ                                                                                                          

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря  2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2011года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: Председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста – эксперта,  Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда, Мелешкова М.А. специалиста 1-ого разряда  рассмотрев дело № 376/2011-M/B по признакам нарушения администрацией муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципального района Рязанской области (д.26Д, г. Новомичуринск, Пронский район, Рязанская область 391160) части 3  статьи 15 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА :

Четырнадцатого ноября 2011 года из ФАС России в Рязанское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> на неправомерные действия администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципальный район Рязанской области (далее – Администрация) и действия муниципального автономного учреждения «БытСервис» (далее – МАУ «БытСервис», Учреждение), которое препятствует ее предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель <…> занимается оказанием ритуальных услуг населению в г. Новомичуринске Пронского муниципального района, с июля 2005г. арендует здание на территории городского кладбища (муниципальная собственность) и производит погребения на территории данного кладбища.

Установлено, что Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации от 11.01.2010г. №1 создано МАУ «БытСервис», которое является некоммерческой организацией созданной для решения вопросов по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения и в соответствии с нормами Закона о погребении является  специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Новомичуринского городского поселения,

Указанным постановлением, Администрация наделила Учреждение полномочиями органа местного самоуправления, в части ответственности за содержание кладбища, выделение мест для захоронения, кроме того, оформление прав пользования земельными участками для строительства и реконструкции кладбищ (в том числе воинских) и выполнение проектов строительства и реконструкции кладбищ, проведением работ по отводу земельных участков для строительства и реконструкции кладбищ (в том числе воинских), выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту кладбищ (в том числе воинских), согласно Устава, так же возложена на Учреждение.

Постановлением администрации от 25.10.2011г. №228 в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», было создано муниципальное бюджетное учреждение «БытСервис» (далее – МАУ (МБУ) «БытСервис») путем изменения типа существующего муниципального автономного учреждения «БытСервис», которое также, в соответствии с Уставом, является некоммерческой организацией для выполнения аналогичных функций.

Кроме того, из заявления предпринимателя следует, что с началом своей деятельности Учреждение стало препятствовать работе предпринимателя, зачастую препятствуя в проведении погребения, а именно выделение мест под захоронение.

В ходе заседаний Комиссии представитель ответчика и заинтересованного лица  с доводами заявителя не согласились, заявив, что функции и  данные виды деятельности были предусмотрены в том случае, если органы местного самоуправления делегируют Учреждению данные полномочия.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав представителей сторон Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципальный район Рязанской области, связанных с наделением хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления, нарушением части 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вывод вытекает из следующего.

Согласно объяснениям директора МАУ (МБУ) «БытСервис» <…> отобранного 29.11.2011г. помощником прокурора Пронского района <…> следует, что Администрация передала МАУ (МБУ) «БытСервис» полномочия по решению вопросов  по созданию условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования – Новомичуринское городское поселение, то есть выполняет функции специализированной службы.

Так же, в соответствии с Уставом и прейскурантом цен на ритуальные услуги от 28.12.2010 года, утвержденным директором МАУ (МБУ) «БытСервис» и согласованным с Администрацией, МАУ (МБУ) «БытСервис» оказывает населению следующие виды услуг: погребение тел умерших в могилу, захоронение урны с прахом умершего, транспортировка тел умерших, доставка и продажа ритуальных принадлежностей (ограды, венки, кресты).

Таким образом, наличие прейскуранта цен на ритуальные услуги, оказываемые населению, подтверждает, что МАУ (МБУ) «БытСервис» занимается деятельностью, приносящей Учреждению доход, т.е. в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

В силу этого, статус специализированных служб не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказания всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Согласно разъяснениям о применении антимонопольного законодательства от 30.09.2009г. №АК/34001 ФАС России следует, что с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела,  могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальные учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием.

Все остальные работы (услуги) на кладбище должны выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

Данная позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2008г. №12027/07, согласно которому передача в ведение специализированной службы общественных кладбищ и наделении его функциями органов местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установлении режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности специализированных служб как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

Таким образом, наделение хозяйствующего субъекта (МАУ (МБУ) «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления, привело к нарушению части 3 статьи 15 Закона о защите Конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, , частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской области, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта (МАУ (МБУ) «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления,  нарушившими  часть 3  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить материалы дела в Прокуратуру Пронского района Рязанской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица  администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской, наделившего хозяйствующий субъект (МАУ (МБУ)  «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

П Р Е Д П И С А Н И Е   №  376/2011 – M/B

23 декабря 2011 года                                                                                              

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

- председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления;

членов Комиссии:

- Тихомирова В.И., начальника отдела,

- Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта,

- Мелешкова М. А., специалиста 1-ого разряда,

- Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  на основании своего решения от 23.12.2011г. по делу № 376/2011 – M/B о нарушении администрацией муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (д. 26Д, г. Новомичуринск, Пронский район, Рязанская область   391160) часть 3  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»      

п р е д п и с ы в а е т:

Администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области:

1. В месячный срок со дня получения настоящего предписания привести устав бюджетного учреждения «БытСервис» в соответствие с антимонопольным законодательством, исключив функции органов местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах или иным образом устранить нарушение.

2. Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России не позднее 15.02.2012г.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ                                                                                                          

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря  2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2011года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: Председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста – эксперта,  Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда, Мелешкова М.А. специалиста 1-ого разряда  рассмотрев дело № 376/2011-M/B по признакам нарушения администрацией муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципального района Рязанской области (д.26Д, г. Новомичуринск, Пронский район, Рязанская область 391160) части 3  статьи 15 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА :

Четырнадцатого ноября 2011 года из ФАС России в Рязанское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> на неправомерные действия администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципальный район Рязанской области (далее – Администрация) и действия муниципального автономного учреждения «БытСервис» (далее – МАУ «БытСервис», Учреждение), которое препятствует ее предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель <…> занимается оказанием ритуальных услуг населению в г. Новомичуринске Пронского муниципального района, с июля 2005г. арендует здание на территории городского кладбища (муниципальная собственность) и производит погребения на территории данного кладбища.

Установлено, что Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации от 11.01.2010г. №1 создано МАУ «БытСервис», которое является некоммерческой организацией созданной для решения вопросов по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения и в соответствии с нормами Закона о погребении является  специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Новомичуринского городского поселения,

Указанным постановлением, Администрация наделила Учреждение полномочиями органа местного самоуправления, в части ответственности за содержание кладбища, выделение мест для захоронения, кроме того, оформление прав пользования земельными участками для строительства и реконструкции кладбищ (в том числе воинских) и выполнение проектов строительства и реконструкции кладбищ, проведением работ по отводу земельных участков для строительства и реконструкции кладбищ (в том числе воинских), выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту кладбищ (в том числе воинских), согласно Устава, так же возложена на Учреждение.

Постановлением администрации от 25.10.2011г. №228 в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», было создано муниципальное бюджетное учреждение «БытСервис» (далее – МАУ (МБУ) «БытСервис») путем изменения типа существующего муниципального автономного учреждения «БытСервис», которое также, в соответствии с Уставом, является некоммерческой организацией для выполнения аналогичных функций.

Кроме того, из заявления предпринимателя следует, что с началом своей деятельности Учреждение стало препятствовать работе предпринимателя, зачастую препятствуя в проведении погребения, а именно выделение мест под захоронение.

В ходе заседаний Комиссии представитель ответчика и заинтересованного лица  с доводами заявителя не согласились, заявив, что функции и  данные виды деятельности были предусмотрены в том случае, если органы местного самоуправления делегируют Учреждению данные полномочия.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав представителей сторон Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронский муниципальный район Рязанской области, связанных с наделением хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления, нарушением части 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вывод вытекает из следующего.

Согласно объяснениям директора МАУ (МБУ) «БытСервис» <…> отобранного 29.11.2011г. помощником прокурора Пронского района <…> следует, что Администрация передала МАУ (МБУ) «БытСервис» полномочия по решению вопросов  по созданию условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования – Новомичуринское городское поселение, то есть выполняет функции специализированной службы.

Так же, в соответствии с Уставом и прейскурантом цен на ритуальные услуги от 28.12.2010 года, утвержденным директором МАУ (МБУ) «БытСервис» и согласованным с Администрацией, МАУ (МБУ) «БытСервис» оказывает населению следующие виды услуг: погребение тел умерших в могилу, захоронение урны с прахом умершего, транспортировка тел умерших, доставка и продажа ритуальных принадлежностей (ограды, венки, кресты).

Таким образом, наличие прейскуранта цен на ритуальные услуги, оказываемые населению, подтверждает, что МАУ (МБУ) «БытСервис» занимается деятельностью, приносящей Учреждению доход, т.е. в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

В силу этого, статус специализированных служб не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказания всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Согласно разъяснениям о применении антимонопольного законодательства от 30.09.2009г. №АК/34001 ФАС России следует, что с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела,  могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальные учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием.

Все остальные работы (услуги) на кладбище должны выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

Данная позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2008г. №12027/07, согласно которому передача в ведение специализированной службы общественных кладбищ и наделении его функциями органов местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установлении режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности специализированных служб как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

Таким образом, наделение хозяйствующего субъекта (МАУ (МБУ) «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления, привело к нарушению части 3 статьи 15 Закона о защите Конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, , частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской области, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта (МАУ (МБУ) «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления,  нарушившими  часть 3  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить материалы дела в Прокуратуру Пронского района Рязанской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица  администрации муниципального образования Новомичуринское городское поселение – Пронский муниципальный район Рязанской, наделившего хозяйствующий субъект (МАУ (МБУ)  «БытСервис») функциями и правами органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

П Р Е Д П И С А Н И Е   №  376/2011 – M/B

23 декабря 2011 года                                                                                              

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

- председателя Комиссии – Луканцова В.В., руководителя управления;

членов Комиссии:

- Тихомирова В.И., начальника отдела,

- Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта,

- Мелешкова М. А., специалиста 1-ого разряда,

- Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  на основании своего решения от 23.12.2011г. по делу № 376/2011 – M/B о нарушении администрацией муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (д. 26Д, г. Новомичуринск, Пронский район, Рязанская область   391160) часть 3  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»      

п р е д п и с ы в а е т:

Администрации муниципального образования – Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области:

1. В месячный срок со дня получения настоящего предписания привести устав бюджетного учреждения «БытСервис» в соответствие с антимонопольным законодательством, исключив функции органов местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах или иным образом устранить нарушение.

2. Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России не позднее 15.02.2012г.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4099 [format] => [safe_value] => 4099 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 376/2011-М/В [format] => [safe_value] => 376/2011-М/В ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-25 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-22 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324964965 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )