Маршрутка раздора. Почему рязанские власти и перевозчики не могут прийти к консенсусу?

Коммерсанты хотят диктовать тариф, чтобы выполнить свои обязательства, а городская власть, наоборот, стремится вогнать их в еще более жесткие рамки

Ситуация с маршрутками в Рязани обостряется. Двери кабинета, где каждую неделю заседала рабочая группа с городскими, областными чиновниками и перевозчиками в составе, были закрыты для посторонних. Те, кому за ходом этих мероприятий удалось понаблюдать, говорят, что дебаты разворачивались нешуточные, на повышенных тонах, но при этом до сих пор ни к чему не привели.

ТРЕБОВАНИЯ УЖЕСТОЧАТ?

Общественность в штыки встретила пришедшую с Радищева, 28 информацию, что перевозчики предложили установить нерегулируемые тарифы. Почву для народного негодования подготовили лихачи и отдельные хамы на маршрутках, а также те, кто разводит грязь в салоне и не пускает пассажиров на передние сидения. Везде заговорили об усилении контроля над этим бизнесом.

- Устанавливать, грубо говоря, завтра 50 рублей за проезд никто не собирается, ведь мы сами живем в этом городе. Есть уровень инфляции, и хотя бы из него надо исходить, - отреагировал председатель правления РРНП «Рязаньтрансавто» Алексей Громов.

Чиновники в ответ решили ограничиться формулировкой в духе «Предложения обсуждаются» и добавили:

- Установление дифференцированного либо регулируемого тарифа регулярных перевозок относится к компетенции Региональной энергетической комиссии.

Справедливости ради, у чиновников рычагов влияния предостаточно. Ведь как случилось раньше, когда коммерсанты предлагали цену, а слуги народа согласовывали? Повесили маршрутчики в мае 2010 года объявления о грядущем повышении цен (было 10, а хотели сделать 15), в феврале было соломоново решение о 12 рублях, а уже следующим летом вышел областной закон, и все полномочия регулятора передали РЭК. Теперь, по словам Громова, город стремится ужесточить правила игры:

- Администрация хочет иметь тотальный контроль, предложив муниципальный контракт с невыполнимыми условиями. Например, плановое выполнение рейсов хотят сделать 95%. Если для пригородных перевозок это норма, то в городских условиях показатель, во-первых, недостижим, во-вторых, не имеет смысла, так как на каждом маршруте одновременно работает не один, а несколько автобусов.

ДАЖЕ ЗАВОДЫ НЕ ГОТОВЫ

Организаторы рабочей группы про «драконовские» условия не обмолвились, а лишь обрисовали круг обсуждаемых тем: введение автоматизированной системы оплаты, исправность устройств ГЛОНАСС, переход на более вместительные автобусы…

Последняя тема стала второй дискуссионной. Шутка ли, за три года нужно поменять весь транспорт малой вместимости на средний класс (от 7,5 до 10 метров). Обе стороны соглашаются, что переход должен быть поэтапным, разница лишь в разбивке по годам. Уже к концу 2017 чиновники якобы хотят видеть 50%-й результат. Перевозчики сетуют, что они еще после прошлого обновления с кредитами не расплатились, но даже при наличии денег все не так просто:

- Ни один завод не готов сейчас предоставить тот транспорт, какой хочет администрация, и в количестве, какое она требует. ПАЗ до следующего года не может, на ГАЗе не готовы, ЛиАЗ готов предоставить не более 30 единиц к концу 2018 года,- продолжает Громов.

Спорным остается вопрос оптимизации расписания под автобусы среднего размера. Нужно изучить пассажиропоток, понять, куда пускать технику в первую очередь, как увеличится интервал движения (а он непременно увеличится, и ощутимо). Сокращение количества маршруток, конечно, назрело давно, но растягивать ожидание на и без того «долгих» участках тоже не годится. А поиск оптимального варианта – это время и затраты.

КСТАТИ

Перевозчики декларируют разницу между экономически обоснованным тарифом и актуальным, установленным сейчас. По их заявлению, для маршруток «реальная» цена, определенная по методике РЭК, составляет 22,4 рубля, а для автобусов и троллейбусов – 24,7, причем муниципальному предприятию 6,7 рубля компенсируют за каждого пассажира, коммерсанту - нет.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Председатель правления РРНП «Рязаньтрансавто» Алексей Громов - о муниципальном контракте:

- Торги открывают возможности предложившим наименьшую цену мошенникам из других регионов с устаревшей техникой, которые потом придут к местным перевозчикам и скажут: «Простаивайте или работайте на наших условиях». Мы же предлагаем провести открытый конкурс на право осуществлять перевозки по нерегулируемому тарифу

Заместитель руководителя УФАС по Рязанской области Владимир Луканцов:

- Такие опасения были всегда, но пока они ничем не обоснованы, и со стороны перевозчиков к нам не поступало официальных обращений о незаконности действий администрации. Что касается закупки, проводимой в соответствии с 44-м федеральным законом, заказчик должен ориентироваться не только на предложенную цену, но и на требования к качеству работы или услуги. Ведь закон защищает интересы обеих сторон.