Новые правила конкуренции. Завершился очередной этап реформы антимонопольного законодательства

5 декабря Президент РФ Дмитрий Медведев подписал третий пакет антимонопольного законодательства. Принятый в 2006 году новый Закон «О защите конкуренции» уже подвергался корректировке. Декабрьские изменения, по мнению руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Рязанской области Владимира Луканцова, делают его более совершенным, но не являются последними.

Экономические условия, в которых действуют субъекты рынка, меняются, а значит, шлифовка документов, на основе которых государство обеспечивает всем равные права и обязанности, будет продолжена.

Последние поправки в закон и отдельные законодательные акты весьма существенны. Во-первых, конкретизирован понятийный аппарат – более точные определения получили «координация экономической деятельности», «вертикальное соглашение», «государственные и муниципальные преференции». В частности, в перечень последних теперь включены и гарантии. Например, если раньше органы местного самоуправления согласовывали с антимонопольной службой только продажу имущества, то отныне ФАС будет контролировать и предоставляемые хозяйствующим субъектам гарантии, к которым, прежде всего, относятся долговые обязательства. Кроме того, новая редакция закона не допускает взимание органами власти платежей за оказание муниципальных услуг.

Изменилось отношение и к понятию «согласованные действия». С них снято табу в случае, когда согласие достигнуто между конкурентами, занимающими в совокупности не более 20% доли рынка.

Новые правила защиты конкуренции затронули и порядок проведения торгов, отменив их в случае передачи государственного или муниципального имущества для размещения общедоступных средств связи (почтовой, электросвязи). Правда, торги не нужны лишь в том случае, если речь идет об имуществе в виде помещения размером не более 20 квадратных метров. И еще: если какое-либо имущество получено через торги, а теперь передается в субаренду, то повторный торг также исключен.  

Уточнены критерии определения монопольно высокой цены. Теперь в расчет берутся не только территориальные показатели, но и цена, сформировавшаяся на товарной бирже, а также биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Пожалуй, самым приятным для всех хозяйствующих субъектов изменением стало наделение территориальных антимонопольных органов новыми функциями. Если раньше они имели право только наказывать, то теперь закон о защите конкуренции позволяет им осуществлять профилактическую работу – предостерегать от возможных действий, способных привести к нарушениям антимонопольных требований.