Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения
Управление Федеральной антимонопольной службы
по Рязанской области
Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения
2020
Оглавление:
- Общие положения.
- Определение временного интервала исследования товарного рынка.
- Определение продуктовых границ товарного рынка.
- Определение географических границ товарного рынка.
- Общие положения.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 10.09.2020 №68 возбуждено дело №062/01/10-646/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
в) определение географических границ товарного рынка.
Настоящий анализ проведен с целью полного, всестороннего и объективного исследования конкуренции в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/10-646/2020.
Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
2. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Приказ № 220).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
5. Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
7. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354).
8. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 062/01/10-646/2020.
- Определение временного интервала исследования товарного рынка.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
В рамках данного отчета временной интервал – 2019 год, первый квартал 2020 года.
3. Определение продуктовых границ товарного рынка.
В соответствии с требованиями Порядка №220 определение продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, если субъектом является субъект естественной монополии, функционирующий в условиях естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях рынок водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержатся следующие понятия:
- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
- водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;
- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
- орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
- централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;
- централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Установлено, что муниципальное казённое предприятие «ЖКХ Захаровское» муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области (далее также МКП «ЖКХ «Захаровское», Предприятие) - коммерческая организация, основным видом деятельности которой является предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению.
Согласно Уставу, учредителем и собственником имущества Предприятия является администрация муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава предприятие создано в целях решения вопросов местного значения, оказания жилищно-коммунальных услуг населению Захаровского муниципального района Рязанской области, удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах.
Для достижения целей Предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности:
-производство тепловой энергии, обеспечение работоспособности тепловых сетей, их эксплуатация и поставка тепловой энергии потребителям;
- эксплуатация центральных систем водоснабжения, оказания услуг по водоснабжению;
- эксплуатация центральных систем водоотведения, оказание услуг по водоотведению;
- управление эксплуатацией жилого фонда;
- сбор, вывоз и утилизация твердых и жидких коммунальных отходов;
-содержание и эксплуатация жилищного фонда, выполнение функций управляющей организации в сфере управления многоквартирными домами;
- ведение технической документации на объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры коммунального назначения в соответствии с установленными требованиями;
-заключение договоров с поставщиками и потребителями на оказание жилищно-коммунальных услуг, организация учета их объемов, контроль качества предоставленных услуг, применение к поставщикам и потребителям услуг санкций за нарушение условий договоров;
- начисление и сбор платежей с потребителей за оказанные жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. с граждан с учетом предоставления им льгот, взыскание в судебном порядке задолженности с потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;
-строительные работы, ремонт, реконструкция жилых и нежилых помещений;
-организация работы по рациональному использованию финансовых средств, экономии материальных ресурсов и энергоресурсов;
- обеспечение рассмотрения предложений, заявлений, жалоб, возникающих по поводу жилищно-коммунального обслуживания потребителей, и принятие по ним мер в пределах своей компетенции;
- все виды сантехнических работ;
- организация работ по ликвидации аварий и повреждений на обслуживаемых объектах;
- оказание платных и безвозмездных услуг, непосредственно связанных с деятельностью Предприятия, физическим и юридическим лицам;
- оптовая и розничная торговля;
-иные виды хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенной законодательством и обеспечивающие получение прибыли.
Предприятия вправе осуществлять иную деятельность, не лишающую его возможности реализовывать цели, предмет и виды деятельности, определенные в пунктах 5.1 - 5.3 настоящего Устава.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 029-2014 Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения относится к разделу E: Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений:
- «Забор, очистка и распределение воды», классу 36 «Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд», подклассу 36.00.1
Услуги по водоснабжению и водоотведению являются регулируемыми и предоставляются потребителям по тарифам, устанавливаемым государственными органами.
Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 06.12.2018 N 291 для потребителей МКП "ЖКХ Захаровское" установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведения (прилагается к настоящему отчету).
Согласно ответа из Администрации муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области МКП «ЖКХ Захаровское» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения на территории Захаровского сельского поселения.
Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами является услуга по обеспечению конечных потребителей холодной воды.
Согласно части 4 статьи 12 Закона №416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 13 Закона №416-ФЗ, части 1 статьи 539 ГК РФ по договору холодного водоснабжения (далее также – договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно статье 14 Закона №416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергосбережении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Согласно пункту 5 Правил №644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
Таким образом, продуктовые границы определены как услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
4. Определение географических границ товарного рынка.
Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 4.7 Порядка №220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:
- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);
- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);
- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).
В данном случае услуги по холодному водоснабжению характеризуются наличием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, возможностью покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
В силу пункта 4.7 Порядка географические границы товарных рынков определяются на основании следующих критериев: административно-территориального, организационного, технологического.
Холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется по централизованным системам водоснабжения и централизованным сетям водоотведения (канализационным сетям), к которым подключены (технически присоединены) объекты потребителей.
Установлено, что Предприятие является ресурсоснабжающей организацией (холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования – с. Захарово Захаровского района Рязанской области.
С учетом вышеизложенного географические границы определены в пределах присоединенной сети муниципального образования – с. Захарово Захаровского района Рязанской области.
Общие выводы.
Настоящий анализ проведен с целью полного, всестороннего и объективного исследования конкуренции в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/10-646/2020.
1) Временной интервал исследования товарного рынка – 2019-2020 года.
2) Продуктовые границы определены как услуги по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы.
3) Географические границы определены в пределах присоединенной сети Муниципального образования – с. Захарово Захаровского района Рязанской области.
4) С учетом статьи 4 Закона о естественных монополиях, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МКП «ЖКХ Захаровское» занимает доминирующее положение на товарном рынке водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в пределах Муниципального образования – село Захарово Захаровского района Рязанской области.
Подготовила:
Специалист-эксперт
отдела контроля товарных
и финансовых рынков <…>
Согласовано:
начальник отдела контроля
товарных и финансовых рынков <…>