Решение и предписание по делу №401/2014-З/2 по жалобе ООО "Локаторная техника"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 401/2014-З/2
Дата публикации: 28 октября 2014, 13:48

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 401/2014-З/2 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

24 октября 2014 г.                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2014 г.

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 133 от 01.10.2014г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, рассмотрев жалобу ООО «Локаторная техника»  (далее – Заявитель) от 17.10.2014г. № 287 (вх. от 17.10.2014г. № 5232э) на действия Заказчика – Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области при проведении аукциона в электронной форме на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию (извещение № 0159200001214001767),

 у с т а н о в и л а:

Министерством региональной безопасности и контроля Рязанской области (далее - Заказчик) была организована процедура размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию (далее – электронный аукцион).

02 октября 2014 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее – Уполномоченный орган) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 7 и 13 октября 2014 года в извещение вносились изменения, в связи с поступавшими запросами.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 004 229,33 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком, в нарушение статей 33 и 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), установлены требования к товару, ограничивающие количество участников аукциона. В разделе 13 «Техническое задание» аукционной документации поставке подлежат арочные металлодетекторы, соответствующие стандартам и имеющие сертификаты соответствия. Так как получение таких сертификатов является добровольным, данное требование не позволяет участникам, не имеющим такие документы, подать заявку.

ООО «Локаторная техника» утверждает, что, металлодетекторы не входят в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009г. № 982. Таким образом, требование сертификата соответствия ГОСТ Р 53705-2009 является также незаконным. Согласно Единому перечню товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г.  № 299, металлодетекторы также не подлежат и санитарно-эпидемиологическому надзору. Сертификат соответствия стандарту АНО «ЦС ООАБ» ASCS-007-2006 «Порядок сертификации стационарных металлоискателей, применяемых в целях обеспечения авиационной безопасности на объектах гражданской авиации» является добровольным документом. Данная информация подтверждается на сайте АНО «ЦС ООАБ», проводящего сертификацию по стандарту ASCS-007-2006. В разделе добровольной сертификации имеется пункт «Сертификация инженерно-технических средств авиационной безопасности», в котором перечислены специальные технические средства досмотра. К ним относится в том числе и металлодетектор. Кроме того, Заказчик объясняет необходимость предъявления участником данного сертификата отсутствием у него сертифицированных специалистов, проводящих приемку оборудование и тест-объектов ФГИМ.411449.004 СБ. По мнению Заявителя, данное требование также неправомерно, так как закупка производится с последующим выполнением установки металлодетекторов, что позволит поставщику подтвердить данное требование в процессе сдачи оборудования. Методика проверки в ASCS-007-2006 подробно описана.   

В своем отзыве на жалобу от 22.10.2014г. № ИО/16-5634 (вх. от 22.10.2014г. № 5271), Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным Законом от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», государство гарантирует судьям неприкосновенность, защиту их жизни и здоровья. В большинстве закупок стационарных металлодетекторов, при поступлении запросов на представление разъяснений требований аукционной документации, происходило постепенное ухудшение технических характеристик предлагаемого к поставке оборудования. Что происходит и с данным электронным аукционом.

Кроме того, Заказчик подтвердил, что приобретение данных сертификатов соответствия является добровольным. Однако, для их получения у участников имеется время.

Заказчик считает, что добровольная сертификация металлодетектов является подтверждением эксплуатационных качеств приборов, соответствия их технических характеристик требуемым в документации об электронном аукционе.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика подтвердили позицию, изложенную в отзыве на жалобу, указав, что эти сертификаты должны представляться в первой части заявок участников.

Представители Уполномоченного органа присоединились к мнению Заказчика, а также заявили, что на дату проведения заседания Комиссии в Рязанском  УФАС России, в 11 часов 00 минут 23 октября 2014 года, согласно последнему изменению извещения об электронном аукционе, закончился прием заявок участников. Их было подано в количестве четырех штук. Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, исходя из количества поданных на участие заявок, требования, изложенные в документации об электронном аукционе, не нарушают Закон о контрактной системе, и не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, основываясь на следующем.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки . . . ».

В разделе 13 «Техническое задание» документации об электронном аукционе (с изменениями от 13 октября 2014 года) содержатся следующие требования к оборудованию: оно должно соответствовать стандартам и иметь:

- сертификат соответствия Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в гражданской авиации РФ,

- соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к данному оборудованию на территории РФ, что должно подтверждаться экспертным заключением,

- соответствие требованиям, предъявляемым к данному оборудованию на территории РФ, что должно подтверждаться сертификатом соответствия ГОСТ Р 53705-2009,

- сертификат соответствия стандарту АНО «ЦС ООАБ» ASCS-007-2006 «Порядок сертификации стационарных металлоискателей, применяемых целях обеспечения авиационной безопасности на объектах гражданской авиации».

Комиссия, изучив доводы сторон и предоставленную информацию, полностью согласилась с доводами Заявителя о том, что получение требуемых сертификатов соответствия является добровольным, что подтверждается  Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г.  № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», а также сайтом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АНО «ЦС ООАБ», проводящего сертификацию по стандарту ASCS-007-2006.

Следовательно, участники закупки, не имеющие вышеуказанных сертификатов соответствия, не смогут подать заявки на участие в электронном аукционе.

Кроме того, критерии оценки заявок участников, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, могут устанавливаться в документации в соответствии подпункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, то есть при выборе открытого конкурса как способе размещения заказа, а не электронного аукциона, как сделал Заказчик в данном случае. При этом, как при проведении электронного аукциона (подпункт 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе), так и при проведении открытого конкурса (подпункт 3 части 2 статьи 51 Закон о контрактной системе) не допускается требовать представление документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и представление указанных документов предусмотрено документацией, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром. 

Таким образом, Заказчик, установив к товару требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

    Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 24.07.2012г. № 498, выявила следующие нарушения данного закона, допущенные Заказчиком.

    1) пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Согласно данной статье, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать «согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак . . . ». В данном случае проводился электронный аукцион на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию. В нарушение данной нормы закона, Заказчик в пункте 3.2. части 3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе, установил требование только конкретных показателей к первым частям заявок: «Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение» . . ..». Согласие участников закупки Заказчиком предусмотрено не было.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) пункта 1 части 3,  пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Локаторная техника обоснованной.

2. Признать Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 2 части 1 статьи 64 (подпункт б) пункта 3 части 3 статьи 66) Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 401/2014-З/2

24 октября  2014 г                                                                                                               

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 133 от 01.10.2014г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, на основании своего решения от 24.10.2014г. по делу №  401/2014-З/2, предписывает:

 1. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области внести изменения в документацию об электронном аукционе – до 10.11.2014г.

2. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области продлить срок подачи заявок в соответствие с частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области  - об исполнении пунктов 1 и 2 предписания сообщить в срок до 11.11.2014г.

Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8478 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №401/2014-З/2 по жалобе ООО "Локаторная техника" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8478 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414493659 [changed] => 1414493659 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414493659 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 401/2014-З/2 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

24 октября 2014 г.                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2014 г.

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 133 от 01.10.2014г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, рассмотрев жалобу ООО «Локаторная техника»  (далее – Заявитель) от 17.10.2014г. № 287 (вх. от 17.10.2014г. № 5232э) на действия Заказчика – Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области при проведении аукциона в электронной форме на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию (извещение № 0159200001214001767),

 у с т а н о в и л а:

Министерством региональной безопасности и контроля Рязанской области (далее - Заказчик) была организована процедура размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию (далее – электронный аукцион).

02 октября 2014 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее – Уполномоченный орган) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 7 и 13 октября 2014 года в извещение вносились изменения, в связи с поступавшими запросами.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 004 229,33 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком, в нарушение статей 33 и 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), установлены требования к товару, ограничивающие количество участников аукциона. В разделе 13 «Техническое задание» аукционной документации поставке подлежат арочные металлодетекторы, соответствующие стандартам и имеющие сертификаты соответствия. Так как получение таких сертификатов является добровольным, данное требование не позволяет участникам, не имеющим такие документы, подать заявку.

ООО «Локаторная техника» утверждает, что, металлодетекторы не входят в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009г. № 982. Таким образом, требование сертификата соответствия ГОСТ Р 53705-2009 является также незаконным. Согласно Единому перечню товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г.  № 299, металлодетекторы также не подлежат и санитарно-эпидемиологическому надзору. Сертификат соответствия стандарту АНО «ЦС ООАБ» ASCS-007-2006 «Порядок сертификации стационарных металлоискателей, применяемых в целях обеспечения авиационной безопасности на объектах гражданской авиации» является добровольным документом. Данная информация подтверждается на сайте АНО «ЦС ООАБ», проводящего сертификацию по стандарту ASCS-007-2006. В разделе добровольной сертификации имеется пункт «Сертификация инженерно-технических средств авиационной безопасности», в котором перечислены специальные технические средства досмотра. К ним относится в том числе и металлодетектор. Кроме того, Заказчик объясняет необходимость предъявления участником данного сертификата отсутствием у него сертифицированных специалистов, проводящих приемку оборудование и тест-объектов ФГИМ.411449.004 СБ. По мнению Заявителя, данное требование также неправомерно, так как закупка производится с последующим выполнением установки металлодетекторов, что позволит поставщику подтвердить данное требование в процессе сдачи оборудования. Методика проверки в ASCS-007-2006 подробно описана.   

В своем отзыве на жалобу от 22.10.2014г. № ИО/16-5634 (вх. от 22.10.2014г. № 5271), Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным Законом от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», государство гарантирует судьям неприкосновенность, защиту их жизни и здоровья. В большинстве закупок стационарных металлодетекторов, при поступлении запросов на представление разъяснений требований аукционной документации, происходило постепенное ухудшение технических характеристик предлагаемого к поставке оборудования. Что происходит и с данным электронным аукционом.

Кроме того, Заказчик подтвердил, что приобретение данных сертификатов соответствия является добровольным. Однако, для их получения у участников имеется время.

Заказчик считает, что добровольная сертификация металлодетектов является подтверждением эксплуатационных качеств приборов, соответствия их технических характеристик требуемым в документации об электронном аукционе.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика подтвердили позицию, изложенную в отзыве на жалобу, указав, что эти сертификаты должны представляться в первой части заявок участников.

Представители Уполномоченного органа присоединились к мнению Заказчика, а также заявили, что на дату проведения заседания Комиссии в Рязанском  УФАС России, в 11 часов 00 минут 23 октября 2014 года, согласно последнему изменению извещения об электронном аукционе, закончился прием заявок участников. Их было подано в количестве четырех штук. Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, исходя из количества поданных на участие заявок, требования, изложенные в документации об электронном аукционе, не нарушают Закон о контрактной системе, и не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, основываясь на следующем.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки . . . ».

В разделе 13 «Техническое задание» документации об электронном аукционе (с изменениями от 13 октября 2014 года) содержатся следующие требования к оборудованию: оно должно соответствовать стандартам и иметь:

- сертификат соответствия Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в гражданской авиации РФ,

- соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к данному оборудованию на территории РФ, что должно подтверждаться экспертным заключением,

- соответствие требованиям, предъявляемым к данному оборудованию на территории РФ, что должно подтверждаться сертификатом соответствия ГОСТ Р 53705-2009,

- сертификат соответствия стандарту АНО «ЦС ООАБ» ASCS-007-2006 «Порядок сертификации стационарных металлоискателей, применяемых целях обеспечения авиационной безопасности на объектах гражданской авиации».

Комиссия, изучив доводы сторон и предоставленную информацию, полностью согласилась с доводами Заявителя о том, что получение требуемых сертификатов соответствия является добровольным, что подтверждается  Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г.  № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», а также сайтом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АНО «ЦС ООАБ», проводящего сертификацию по стандарту ASCS-007-2006.

Следовательно, участники закупки, не имеющие вышеуказанных сертификатов соответствия, не смогут подать заявки на участие в электронном аукционе.

Кроме того, критерии оценки заявок участников, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, могут устанавливаться в документации в соответствии подпункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, то есть при выборе открытого конкурса как способе размещения заказа, а не электронного аукциона, как сделал Заказчик в данном случае. При этом, как при проведении электронного аукциона (подпункт 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе), так и при проведении открытого конкурса (подпункт 3 части 2 статьи 51 Закон о контрактной системе) не допускается требовать представление документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и представление указанных документов предусмотрено документацией, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром. 

Таким образом, Заказчик, установив к товару требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

    Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 24.07.2012г. № 498, выявила следующие нарушения данного закона, допущенные Заказчиком.

    1) пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Согласно данной статье, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать «согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак . . . ». В данном случае проводился электронный аукцион на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию. В нарушение данной нормы закона, Заказчик в пункте 3.2. части 3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе, установил требование только конкретных показателей к первым частям заявок: «Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение» . . ..». Согласие участников закупки Заказчиком предусмотрено не было.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) пункта 1 части 3,  пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Локаторная техника обоснованной.

2. Признать Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 2 части 1 статьи 64 (подпункт б) пункта 3 части 3 статьи 66) Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 401/2014-З/2

24 октября  2014 г                                                                                                               

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 133 от 01.10.2014г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, на основании своего решения от 24.10.2014г. по делу №  401/2014-З/2, предписывает:

 1. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области внести изменения в документацию об электронном аукционе – до 10.11.2014г.

2. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области продлить срок подачи заявок в соответствие с частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области  - об исполнении пунктов 1 и 2 предписания сообщить в срок до 11.11.2014г.

Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 401/2014-З/2 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

24 октября 2014 г.                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2014 г.

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 133 от 01.10.2014г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, рассмотрев жалобу ООО «Локаторная техника»  (далее – Заявитель) от 17.10.2014г. № 287 (вх. от 17.10.2014г. № 5232э) на действия Заказчика – Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области при проведении аукциона в электронной форме на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию (извещение № 0159200001214001767),

 у с т а н о в и л а:

Министерством региональной безопасности и контроля Рязанской области (далее - Заказчик) была организована процедура размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию (далее – электронный аукцион).

02 октября 2014 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее – Уполномоченный орган) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 7 и 13 октября 2014 года в извещение вносились изменения, в связи с поступавшими запросами.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 004 229,33 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком, в нарушение статей 33 и 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), установлены требования к товару, ограничивающие количество участников аукциона. В разделе 13 «Техническое задание» аукционной документации поставке подлежат арочные металлодетекторы, соответствующие стандартам и имеющие сертификаты соответствия. Так как получение таких сертификатов является добровольным, данное требование не позволяет участникам, не имеющим такие документы, подать заявку.

ООО «Локаторная техника» утверждает, что, металлодетекторы не входят в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009г. № 982. Таким образом, требование сертификата соответствия ГОСТ Р 53705-2009 является также незаконным. Согласно Единому перечню товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г.  № 299, металлодетекторы также не подлежат и санитарно-эпидемиологическому надзору. Сертификат соответствия стандарту АНО «ЦС ООАБ» ASCS-007-2006 «Порядок сертификации стационарных металлоискателей, применяемых в целях обеспечения авиационной безопасности на объектах гражданской авиации» является добровольным документом. Данная информация подтверждается на сайте АНО «ЦС ООАБ», проводящего сертификацию по стандарту ASCS-007-2006. В разделе добровольной сертификации имеется пункт «Сертификация инженерно-технических средств авиационной безопасности», в котором перечислены специальные технические средства досмотра. К ним относится в том числе и металлодетектор. Кроме того, Заказчик объясняет необходимость предъявления участником данного сертификата отсутствием у него сертифицированных специалистов, проводящих приемку оборудование и тест-объектов ФГИМ.411449.004 СБ. По мнению Заявителя, данное требование также неправомерно, так как закупка производится с последующим выполнением установки металлодетекторов, что позволит поставщику подтвердить данное требование в процессе сдачи оборудования. Методика проверки в ASCS-007-2006 подробно описана.   

В своем отзыве на жалобу от 22.10.2014г. № ИО/16-5634 (вх. от 22.10.2014г. № 5271), Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным Законом от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», государство гарантирует судьям неприкосновенность, защиту их жизни и здоровья. В большинстве закупок стационарных металлодетекторов, при поступлении запросов на представление разъяснений требований аукционной документации, происходило постепенное ухудшение технических характеристик предлагаемого к поставке оборудования. Что происходит и с данным электронным аукционом.

Кроме того, Заказчик подтвердил, что приобретение данных сертификатов соответствия является добровольным. Однако, для их получения у участников имеется время.

Заказчик считает, что добровольная сертификация металлодетектов является подтверждением эксплуатационных качеств приборов, соответствия их технических характеристик требуемым в документации об электронном аукционе.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика подтвердили позицию, изложенную в отзыве на жалобу, указав, что эти сертификаты должны представляться в первой части заявок участников.

Представители Уполномоченного органа присоединились к мнению Заказчика, а также заявили, что на дату проведения заседания Комиссии в Рязанском  УФАС России, в 11 часов 00 минут 23 октября 2014 года, согласно последнему изменению извещения об электронном аукционе, закончился прием заявок участников. Их было подано в количестве четырех штук. Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, исходя из количества поданных на участие заявок, требования, изложенные в документации об электронном аукционе, не нарушают Закон о контрактной системе, и не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, основываясь на следующем.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки . . . ».

В разделе 13 «Техническое задание» документации об электронном аукционе (с изменениями от 13 октября 2014 года) содержатся следующие требования к оборудованию: оно должно соответствовать стандартам и иметь:

- сертификат соответствия Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в гражданской авиации РФ,

- соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к данному оборудованию на территории РФ, что должно подтверждаться экспертным заключением,

- соответствие требованиям, предъявляемым к данному оборудованию на территории РФ, что должно подтверждаться сертификатом соответствия ГОСТ Р 53705-2009,

- сертификат соответствия стандарту АНО «ЦС ООАБ» ASCS-007-2006 «Порядок сертификации стационарных металлоискателей, применяемых целях обеспечения авиационной безопасности на объектах гражданской авиации».

Комиссия, изучив доводы сторон и предоставленную информацию, полностью согласилась с доводами Заявителя о том, что получение требуемых сертификатов соответствия является добровольным, что подтверждается  Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г.  № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», а также сайтом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АНО «ЦС ООАБ», проводящего сертификацию по стандарту ASCS-007-2006.

Следовательно, участники закупки, не имеющие вышеуказанных сертификатов соответствия, не смогут подать заявки на участие в электронном аукционе.

Кроме того, критерии оценки заявок участников, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, могут устанавливаться в документации в соответствии подпункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, то есть при выборе открытого конкурса как способе размещения заказа, а не электронного аукциона, как сделал Заказчик в данном случае. При этом, как при проведении электронного аукциона (подпункт 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе), так и при проведении открытого конкурса (подпункт 3 части 2 статьи 51 Закон о контрактной системе) не допускается требовать представление документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и представление указанных документов предусмотрено документацией, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром. 

Таким образом, Заказчик, установив к товару требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

    Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 24.07.2012г. № 498, выявила следующие нарушения данного закона, допущенные Заказчиком.

    1) пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Согласно данной статье, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать «согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак . . . ». В данном случае проводился электронный аукцион на поставку многозонных арочных металлодетекторов с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию. В нарушение данной нормы закона, Заказчик в пункте 3.2. части 3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе, установил требование только конкретных показателей к первым частям заявок: «Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение» . . ..». Согласие участников закупки Заказчиком предусмотрено не было.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) пункта 1 части 3,  пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Локаторная техника обоснованной.

2. Признать Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 2 части 1 статьи 64 (подпункт б) пункта 3 части 3 статьи 66) Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 401/2014-З/2

24 октября  2014 г                                                                                                               

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 133 от 01.10.2014г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, на основании своего решения от 24.10.2014г. по делу №  401/2014-З/2, предписывает:

 1. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области внести изменения в документацию об электронном аукционе – до 10.11.2014г.

2. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области продлить срок подачи заявок в соответствие с частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Министерству региональной безопасности и контроля Рязанской области  - об исполнении пунктов 1 и 2 предписания сообщить в срок до 11.11.2014г.

Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 401/2014-З/2 [format] => [safe_value] => 401/2014-З/2 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-28 10:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-28 10:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414493659 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )