Сто дней от приказа

22 июля исполнилось 100 дней с момента назначения на должность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области Юрия Николаевича Гребнева. В своём интервью "Областной Рязанской Газете" он рассказал, что нового ждёт Рязанскую область  в антимонопольной сфере и какие изменения возможны в деятельности Рязанского УФАС. 

 Юрий Николаевич,  прежде всего, хочу спросить: какие у вас впечатления от Рязани, и есть ли уже какие-нибудь результаты работы в новой должности?

 – Впечатления от Рязани у меня очень хорошие. Город древний.  Много исторически-значимых мест. Я уже посетил  Рязанский кремль, был в доме Павлова,  в селе Константиново, на родине Есенина. А что касается результатов,  то об этом говорить преждевременно, так как я занимаю это должность непродолжительное время, три месяца. Всё это пока ознакомительно и необходимо посмотреть, как работало Управление до меня, какие есть проблемы и как их можно решить. Вот постепенно находим пути решения тех проблем, которые ещё есть на территории Рязанской области. Считаю, что с сотрудниками  мне повезло. В Рязанском УФАС работают грамотные специалисты. Выделять кого-то пока не хочу, так как все достойны. Главное – что это хороший, здоровый, работоспособный, творческий коллектив.

Какие основные направления работы ФАС?

– Направления  общеизвестны. Это связано с тем, какими законами антимонопольное управление руководствуется. Классический закон «О защите конкуренции», который антимонопольный орган контролирует с самого начала своего создания, с 1990-х годов. Закон «О рекламе», который вступил в силу в 1995 году. Федеральный  Закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров…»,  Федеральный Закон 223 «О закупках…» – это аналог закона о контрактной системе, который имеет отношение уже к ряду хозяйствующих субъектов, которые обязаны размещать свои закупки путём проведения установленных процедур. Ну и другие направления: электроэнергетика, доступ к электрическим, к газовым сетям.Закон об основах торговой деятельности РФ, к сожалению, пока не совсем полностью раскрыт антимонопольным органом, но я полагаю, что и этот закон будет реализован полностью. Вот такой достаточно большой перечень направлений, который контролирует антимонопольный орган, в частности Рязанский  УФАС.

А какие-то интересные дела у вас уже были?

– Да, у нас есть несколько дел, которые имеют социальную значимость. Одно из них, когда несколько сёл в Рязанской области остались без холодной воды. Там есть артезианские скважины, с помощью которых  жители обеспечиваются холодной водой. И так получилось, что управляющая компания, которая владела этими скважинами, перестала платить за потреблённые энергоресурсы. Тогда гарантирующий поставщик поступил очень просто – прекратил поставку электричества на артезианские скважины, в результате чего  жители остались без холодной воды, причём все: и те, кто добросовестно оплачивал потреблённую воду и те, кто имел задолженность. Долгое время воды не было у всех жителей. Вот само по себе это является нарушением антимонопольного законодательства. И мы вмешались.

Подача воды возобновлена. Но дело о нарушении антимонопольного законодательства против гарантирующего поставщика всё-таки возбуждено и будет рассмотрено. И при наличии оснований возможно привлечение к административной ответственности, но это в достаточно отдалённом будущем.

 Нас также заинтересовали услуги рязанских автовокзалов,  в частности дополнительная плата за предварительную продажу билетов, то есть когда билет был приобретён  не в день отправления автобуса. Необходимо проверить насколько это законно. 

Довольно часто граждане жалуются на то, что им, по сути, навязывают оплату страховки, потому что кассиры «объясняют», что без страховки в автобус просто не посадят. Понятно, что многие даже не обращают внимания на эти 30 рублей, но, тем не менее – насколько законно навязывание страховки?

– Это совершенно незаконно. 15 лет назад антимонопольный орган уже занимался этим вопросом.  Взимание страховых платежей исключительно добровольно, и только с согласия пассажира. Впервые нарушения о навязывании страховки появились на железнодорожном транспорте. Уже тогда было принято решение ещё по закону «О защите прав потребителей». Если, не спрашивая пассажира, ему просто оформляют страховое свидетельство, то это является нарушением. И если такие факты имеют место, то можно обращаться либо в Роспотребнадзор, ну а при определённых условиях и в антимонопольные органы, для того чтобы такая ситуация была рассмотрена и приняты меры.

На ваш взгляд, что в Рязанском УФАС  нужно активно улучшать, развивать…

– Совершенствоваться нужно всегда. Есть несколько стратегических задач, которые необходимо решить. Прежде всего – совершенствование антимонопольного законодательства, особенно контроль за естественными монополиями, который надо усилить. В полномочия антимонопольных органов с прошлого года отнесено и тарифное регулирование, которое также становится  достаточно важной стратегической задачей. При утверждении тарифов необходимо уходить от так называемой затратной модели, то есть когда хозяйствующий субъект  утверждает тарифы, то он берет все расходы, которые есть у него, определяет прибыль и считает, что таким образом необходимо формировать цену.

Необходимо сделать прозрачным ценообразование и стараться применить такой механизм, который способствовал бы уменьшению тарифа по воле самого хозяйствующего субъекта, и был бы наиболее комфортен для потребителя. Хозяйствующие субъекты, цены (тарифы) которых подлежат контролю – это, как правило, крупные предприятия, которые занимаются энергоснабжением, газоснабжением, пассажирскими и железнодорожными перевозками, транспортировкой нефти и газа, нефтепроводом и другие.

А жалоб больше поступает от крупных хозяйствующих субъектов,  от мелких или от физических лиц?

– В 2015 году большое количество жалоб поступало от граждан на действия предприятий, которые поставляют коммунальные ресурсы. Это по федеральной статистике. Поступают жалобы и от крупных хозяйствующих субъектов, потому что некоторые небольшие учреждения  под брендом крупного пытаются реализовать свою продукцию. Специфика же Рязанской области, как ни странно, заключается в том, что жалоб, которые бы говорили о нарушениях именно антимонопольного законодательства, на самом деле, невелико.

С какими проблемами к вам могут обратиться жители?

– Антимонопольный орган, прежде всего, защищает интересы предприятий, следит за экономикой, есть ли ограничения конкуренции на рынке. Физические лица не всегда могут обратиться в антимонопольные органы. Как правило, граждане должны обращаться в Роспотребнадзор. Но когда действиями предприятия, которое доминирует на рынке, затрагиваются интересы неопределённого круга потребителей, то тут, конечно, надо обращаться в антимонопольные органы. Например,  хозяйствующий субъект установил регулируемые тарифы  более высокие, чем они утверждены на какой-либо товар (услугу). Здесь наши полномочия. Или какой-то хозяйствующий субъект взимает плату – например, за ввод прибора учёта в эксплуатацию, причём со всего дома, со всех своих потребителей, тут тоже можно обратиться в антимонопольные органы. Также если есть нарушение по срокам технологического присоединения к газовым или электрическим сетям, к воде и канализации. С другой стороны – если нарушена процедура технологического присоединения, даже если пострадавший одно какое-то физическое лицо, то это тоже наша компетенция.

Какие у вас планы?

– Есть определённые замыслы. Во-первых, это программа развития конкуренции. Во-вторых, есть идея, которая реализована в Тюменской области, там создали такой механизм, который сделал  доступным технологическое присоединение к газовым сетям. Сейчас проще присоединиться к электрическим сетям, чем к газовым.  Хотелось бы этот механизм осуществить и в Рязанской области. На сегодня подключиться к газовым сетям по стоимости  иногда практически равняется строительству коттеджа. Данное  предложение будем направлять в правительство Рязанской области для рассмотрения.

Справка:

Юрий Николаевич Гребнев родился в г. Горький (в настоящее время – г. Нижний Новгород). Окончил радиофизический (в 1990 г.) и экономический (в 1996 г.) факультеты Горьковского (Нижегородского) университета им. Н.И. Лобачевского.

С марта 1995 г. по апрель 2016 г. работал в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, пройдя путь от специалиста 1 категории до заместителя руководителя управления.

В 2008-м г. награждён  медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

С апреля 2016 г. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области.

Автор - Лариса Комракова.