Эволюция закона

Экономика и рынок не стоят на месте и нормы законов, регулирующих эту сферу, регулярно нуждаются в корректировках, позволяющих учитывать изменения и успевать за ними. С января этого года вступил в силу третий по счёту пакет изменений и поправок к существующему антимонопольному законодательству, в частности к закону о защите конкуренции и к кодексу об административных правонарушениях. О том, что нового появилось документах, регулирующих деятельность антимонопольных органов, рассказал в прошедший четверг на встрече с представителями СМИ начальник рязанского управления ФАС Владимир Луканцов.

По его словам, одно из наиболее существенных изменений в антимонопольном законодательстве состоит в том, что теперь закон распространяется и на те взаимоотношения, которые возникают с участием хозяйствующих субъектов не только на территории РФ, но и за пределами страны.  До внесения этих поправок совместные действия организаций, зарегистрированных в РФ, и их контрагентов за рубежом не всегда удавалось квалифицировать как нарушение законодательства.

Кроме того, уточнено понятие хозяйствующего субъекта — краеугольное понятие системы антимонопольных законов. До 2012 года из сферы их регулирования выпадал большой круг физических лиц, имеющих специальные статусы — в первую очередь, адвокаты и нотариусы, которые тоже могут оказывать влияние на рынки, на которых ведут деятельность. Поэтому в соответствующих законах было изменено понятие «хозяйствующий субъект», и эти лица включены в перечень объектов антимонопольного регулирования.

Ещё одно новшество — с этого года в законодательство впервые введено понятие «картель» и предпринята попытка уточнить те критерии, по которым можно квалифицировать поведение участников рынка как неправомерное соглашение. В этой связи в законодательстве были изменены понятия «соглашение» и «согласованные действия». Раньше из-за расплывчатых норм права зачастую принималось решение о квалификации тех или иных поступков участников рынка как «согласованных действий» в условиях, когда на самом деле это было параллельное поведение на рынке, обусловленное внешнеэкономическими причинами. Яркий тому пример — резкое увеличение розничной цены на крупы в 2010 году. Изначально это было расценено ФАС как сговор, но в ходе расследования выяснилось, что сложившаяся ситуация — всего лишь параллельное поведение на рынке.

По этой же причине специалистам ФАС было очень непросто выявить нарушения в этой сфере. Теперь появился инструментарий для того, чтобы опираясь закон квалифицировать то или иное поведение хозяйствующих субъектов на рынке как сговор или неправомерное соглашение — законодательством установлено, что согласованными действиями могут признаваться только те действия двух или более участников рынка, при которых одним из них заранее было публично объявлено о планировании такого поведения на рынке.

Уточнено также ещё одно важнейшее понятие антимонопольного регулирования — понятие монопольно высокой цены. Цена товара, которая при определённых экономических условиях установлена на бирже, теперь не может быть признана монопольно высокой.

С учётом того, что ФАС является ещё и органом, на который возложены серьёзные полномочия в области реформирования электроэнергетики, был дополнен закон о защите конкуренции в части новой формы злоупотребления доминирующим положением — манипулирования цен на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Создана специальная норма, которая позволит более эффективно регулировать отношения, возникающие на этих рынках.

Значительная часть  работы антимонопольных органов связана с  выявлением и пресечением неправомерных действий со стороны органов власти и органов местного самоуправления, и в этой связи ФАС является одной из трёх структур, подчиняющихся непосредственно правительству РФ. Появившееся недавно понятие государственной услуги потребовало в качестве превентивной меры внесения изменений в соответствующие законы, и теперь одной из форм нарушения антимонопольного законодательства является взимание платы за оказание государственных услуг.

Ещё одна новая «буква закона» связана с контролем органов власти и местного самоуправления. Новая статья регулирует вопрос о передаче в пользование государственного и муниципального имущества. Общее правило таково: права на муниципальное имущество, например, сдача его в аренду, могут быть переданы только на торгах. Тем не менее, исходя из той практики, которая сложилась в ходе реализации закона, теперь договор с предпринимателем может быть продлён без торгов при двух условиях: во-первых, если стоимость аренды определяется на основании рыночных индикаторов и, во-вторых, когда продление договора осуществляется на срок более 3-х лет.

Ещё одно важное направление, затронутое нововведениями, — контроль за размещением госзаказов. Владимир Луканцов отметил наиболее важное новшество в этой сфере:

— Главное для нас то, что наконец-то восторжествовал здравый смысл: органы самоуправления избавлены от обязанности закупать на торгах услуги по страхованию, если страховая премия составляет менее 100 тысяч рублей. Раньше действовала норма, по которой, независимо от цены контракта, необходимо было проводить торги. В итоге сформировалась судебная  практика, когда суды открытым текстом говорили, что затраты на проведение торгов подчас превышают страховую премию.

Что касается второй части пакета — кодекса об административных правонарушениях, — то в него внесены изменения, детально указывающие каким образом рассчитывать размер штрафа, отличный от минимального, и приведён перечень отягчающих и смягчающих обстоятельств. Действовавшая ранее редакция кодекса давала антимонопольным органам право накладывать штрафы в процентах от выручки правонарушителя за год, предшествующий правонарушению в размере от 1 до 15%, без указаний в каких случаях штраф должен быть выше минимального.

Что касается вопросов применения антимонопольного законодательства, то пакетом поправок антимонопольной службе предоставлено право выдавать предупреждения и предостережения. Эти меры реагирования позволят более оперативно и эффективно влиять на ситуации, которые могут складываться на рынках.

В целом за 2011 год в рязанское управление ФАС поступило более 195 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. Увеличилось количество дел на рынке газа, электро- и теплоэнергии. Почти в два раза увеличилось количество заявлений о фактах недобросовестной конкуренции. Было рассмотрено 43 заявления и более 119 фактов распространения ненадлежащей рекламы, более 46 дел о нарушении рекламного законодательства. По контролю размещения заказов рассмотрено 122 жалобы на действия государственных или муниципальных заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по размещению заказов.

Раскрывая суть работы антимонопольной службы, руководитель рязанского управления ФАС подчеркнул:

 — Мы не боремся с монополистами. Если вы изобрели уникальный продукт и занимаете 100-процентную долю рынка — пожалуйста. Мы боремся только со злоупотреблением доминирующим положением.