Меры антимонопольного реагирования

Как известно, в ведении Федеральной антимонопольной службы находится государственный антимонопольный контроль, контроль за размещением государственного и муниципального заказов, а также контроль за соблюдением федерального законодательства о рекламе. Заместитель руководителя Рязанского УФАС России Юрий Вагин раскрывает антимонопольную политику ведомства касательно товарных рынков продовольствия.

Закон предусматривает надзор антимонополистов за товарными рынками по двум направлениям. Первое – это контроль за монополистами, то есть теми, у кого доля на рынке по продаже того или иного товара свыше 50%. Второе – сговор, то есть согласованные действия по поддержанию цен.

– Юрий Анатольевич, есть ли в нашем регионе монополисты?

– Рынок услуг розничной торговли продовольственными товарами на территории Рязанской области является конкурентным. При этом в настоящее время не выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанных товарных рынках.

Вместе с тем, анализ сложившейся ситуации в сфере услуг розничной торговли продуктами питания позволяет сделать выводы, что рост цен на продовольственные товары, в частности, определен практикой взаимоотношений торговых сетей с поставщиками продукции. Специфика такого взаимодействия состоит в том, что, несмотря на небольшую долю, занимаемую на соответствующем товарном рынке, торговые сети, действующие на рынке реализации или поставки продукции, используя конечность своего положения в товаропроводящей цепочке и дефицит торговых мест, получают возможность влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию на соответствующих товарных рынках.

– Какие проверки проводило ваше ведомство за последние время и какие меры были приняты по устранению выявленных нарушений?

– УФАС по Рязанской области ежемесячно проводит проверки соблюдения антимонопольных требований участниками отношений в сфере торговой деятельности. В ходе проверок торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров, зарегистрированных на территории региона, было проанализировано более 300 договоров поставки продовольственных товаров. По результатам проверок, такие договоры приведены в соответствие с требованиями 13-й статьи Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности».

– Приведите, пожалуйста, конкретный пример вашей работы.

– В апреле 2011 года управление рассматривало дело, связанное с экономически согласованными действиями двух хозяйствующих субъектов, направленными на установление и поддержание оптовых цен на крупу. Расследованием было установлено, что повышение оптовых цен явилось следствием изменения цен со стороны производителей круп, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на рассматриваемом товарном рынке.

– Закона о торговле работает почти полтора года. Каковы результаты его действия?

– Вступивший в силу 1 февраля прошлого года Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» направлен на защиту интересов потребителей и на создание равных возможностей для производителей, поставщиков и розничных торговых сетей, в том числе путем предотвращения недобросовестной практики и развития конкуренции. В соответствии с частью 2-й статьи 16-й этого закона Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных 13-15-й статьями этого закона.

– Как проводится этот контроль?

– Следует отметить, что антимонопольное расследование характеризуется рядом существенных особенностей. Например, для квалификации факта злоупотребления монополистическим положением хозяйствующего субъекта необходимы проведение анализа и оценки конкурентной среды на конкретном товарном рынке. Это требует сбора и обработки большого массива информации и, соответственно, значительных временных затрат.

– Как бороться с нехваткой продуктов и ростом цен?

– Для того чтобы не допускать дефицита определенных групп продовольственных товаров, необоснованного роста цен на продукты, необходимы оперативные меры антимонопольного реагирования. Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области информирует всех участников отношений в сфере торговой деятельности, что при наличии признаков нарушения антимонопольных правил и требований необходимо незамедлительно направлять в Рязанское УФАС России заявления об указанных фактах с приложением соответствующих подтверждающих доказательств.

///ВРЕЗКА///

Основными направлениями антимонопольного контроля товарных рынков продовольствия являются:

– осуществление мониторинга рынков основных социально значимых товаров (зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, подсолнечное масло, крупы, куриное яйцо) с целью контроля за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов в части установления ими экономически необоснованных цен на продовольственные товары;

– осуществление контрольных мероприятий и проверок на рынках социально значимых товаров;

– контроль за действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, направленных на ограничение конкуренции, в том числе установлением ограничений на свободное перемещение товаров между территориями;

– контроль за соглашениями хозяйствующих субъектов, направленными на установление и поддержание цен на рынке, раздел рынка по территориальному признаку, объему продажи или покупки товара и других нарушений, запрет на которые установлен 11-й статьей Федерального закона «О защите конкуренции»;

– контроль соблюдения Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности» в соответствии с компетенцией антимонопольных органов.