Состоялось очередное заседание Экспертного совета по закупкам

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

18 июля 2018 в Рязанском УФАС России состоялось заседание Экспертного Совета по закупкам при Рязанском УФАС России (далее – Совет).

Сотрудник управления Ирина Николаевна Самойлова рассказала о проблемах, связанных с описанием объекта закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на примерах рассмотренных жалоб Рязанским УФАС России. Самым распространенным нарушением требований закона о контрактной системе при описании объекта закупки остается установление требований к товарам, подлежащим описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие, предусматривающие указание конкретных показателей о химическом составе таких товаров, которые становятся известными только в результате испытаний таких товаров.

Также наиболее частым нарушением требований закона о контрактной системе при описании объекта закупки является установление требований к характеристикам необходимого к поставке товара «под одного производителя». Иногда, чтобы закупить товар конкретного производителя, заказчики "списывают" у него технические характеристики товара и тем самым ограничивают количество участников.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Указанная проблема при описании объекта закупки довольно часто встречалась при рассмотрении жалоб участников закупки.

На Совете директор ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» Юлия Александровна Косыч выступила с докладом на тему: «Профессиональное обжалование в сфере госзакупок».

Центру закупок и  как уполномоченному учреждению, и как организатору торгов, и как специализированной организации на практике приходится сталкиваться с таким явлением как профессиональное обжалование в сфере госзакупок.

Говоря о профессиональном обжаловании, можно выделить его признаки (НМЦК более 10 млн. руб.; способ закупки: электронный аукцион; в ЕИС отсутствуют сведения о заключенных контрактах; жалоба подается в последний день срока подачи заявок), которые говорят о том, что реальных намерений заключить контракт по результатам оспариваемой процедуры у таких лиц нет.

Таким образом, все действия «профессиональных жалобщиков»  обусловлены корыстными мотивами и направлены на получение определенного, выгодного для них результата закупки. 

Вместе с тем их деятельность наносит ущерб заказчикам, а также добросовестным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), участвующим в торгах, поскольку зачастую жалобы служат инструментом приостановки торгов и, как следствие, затягивания закупки.

Предложены следующие варианты решения: данной проблемы:

  1. Изменение сроков подачи жалобы на действия  лиц, осуществляющих закупки;
  2. Введение запрета на отзыв жалобы;
  3. Оставление жалобы без рассмотрения, если заявитель не обеспечивает на заседании комиссии явку своего представителя;
  4. Введение госпошлины при подачи жалобы;
  5. Возвращение жалоб заявителей, поступивших от юридических лиц, которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44 в отношении объекта закупки и права и законные интересы, которых не нарушены в результате осуществления закупки.