Вопросы и ответы, полученные в ходе проведения публичных обсуждений

ВОПРОС-ОТВЕТ

 

Вопрос: Возможно ли указание в документации об электронном аукционе на конкретный государственный стандарт (ГОСТ) без подробного раскрытия в составе такой документации содержания последнего.

Ответ: Да, возможно.

 

Вопрос:

Ответ: Да, необходимо.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Необходимо обосновать каждый показатель, который отсутствует в стандарте.

Обоснование – детализированное разъяснение, определяющее и подтверждающее потребность Заказчика в использовании нестандартных показателей.

Объект закупки всегда основывается на потребностях Заказчика, в обосновании необходимо провести детализированное разъяснение именно того факто, почему это является потребностью Заказчика.

 

Вопрос: Может ли заказчик в техническом задании без обоснования сузить показатели ГОСТа (пример: минимальный показатель ширины бумажных полотенец по ГОСТу – 16 см. Может ли заказчик указать ширину не менее 22 см)?

Ответ: Нет, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС любое отклонение от стандартов должно быть обосновано.

 

Вопрос: Контракт или муниципальный контракт заключают муниципальные бюджетные дошкольные учреждения с поставщиком по итогам электронного аукциона?

Ответ: Муниципальный контракт или Контракт. Формальное название документа не влияет на его правовую природу.

 

Вопрос: Вправе ли заказчикне указывать ГОСТ на товар, при его наличии, при этом подробно описать требуемые характеристики сопровождая словами «не более», «не менее».

Ответ: Заказчик вправе не указывать ссылку на гост, при условии, что все показатели соответствуют данному госту и не содержат показателей, не установленных гостом.

 

Вопрос: Можно ли лицу, не являющемуся стороной по рассмотренной жалобе, ознакомиться с решением, принятым антимонопольным органом по этой жалобе?

Размещаются ли тексты решений и предписаний в открытых источниках?

Ответ: По жалобам, рассмотренным в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения направляет всем сторонам копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, а также размещает сведения о таких решениях, предписаниях на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.

Информация по жалобам, рассмотренным Рязанским УФАС России, публикуется на нашем официальном сайте. Она является общедоступной, ознакомиться с ней может каждое желающее лицо.

 

Вопрос: При проведении имущественных торгов в соответствии с пунктом 100 (147) Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, в случае, если было установлено требование о внесении задатка, задаток возвращается победителю конкурса (аукциона) в течение пяти рабочих дней с даты заключения с ним договора.

Пунктом 4 статьи 448 ГК РФ установлено, что при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесённого задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Нужно ли задаток возвращать победителю конкурса (аукциона) или он подлежит зачислению в счет арендной платы по договору?

Ответ: ФАС России неоднократно давал разъяснения по данному вопросу (Разъяснения ФАС России от 01.11.2011 (п. 4) и от 05.06.2012 (п. 15) по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67).

Позиция антимонопольного органа сводится к тому, что задаток засчитывается победителю в счет исполнения обязательств по заключенному договору, предусматривающему переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в случае, если такие обязательства возникают в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора в размере таких обязательств.

При этом сумма задатка, превышающая размер указанных обязательств, подлежит возврату в соответствии с пунктом 100 (147) Правил.

 

Вопрос: Необходимо ли вести в обязательном порядке аудио или видео фиксацию проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, проводимого в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса РФ, как например этого требует приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67?

Ответ: Нет, в данном случае аудио или видео фиксация не являются обязательными, Земельным кодексом это не предусмотрено. Однако и запрет ведения аудиозаписи или видеозаписи как для участника аукциона, так и организатора торгов отсутствует.

 

Вопрос: Можно ли обжаловать решения территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции в досудебном порядке?

Ответ: Решения (предписания) территориального органа, принятого в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, не подлежит пересмотру в досудебном порядке.

Таким образом, в случае несогласия с решением (предписанием) антимонопольного органа лицо вправе обратиться в суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Вопрос: Должны ли рекламораспространители или собственники рекламных конструкций (арендаторы, субарендаторы) согласовывать содержание рекламы с органами, которые выдаютразрешение на установку рекламной конструкции?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления действуют в рамках своих полномочий.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не содержит норм, предусматривающих полномочия по согласованию содержания рекламы с органами местного самоуправления, которые выдают разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

 

  •  

Ответ: В части 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» закреплено, что не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

При этом, положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Под социальной рекламой согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" возлагается на рекламораспространителя.

 

Вопрос: Поздравление является рекламой, это нарушение законодательства?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламереклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Закона о рекламе.

Поздравление - это, зачастую, пожелания, адресованные конкретному лицу. Следовательно, такая информация не подпадает под понятие рекламы.

Вместе с тем, если в поздравлении будет содержаться информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то такая информация может подпадать под понятие рекламы.

 

Вопрос: Может ли Заказчик обжаловать заключение территориального органа ФАС о невнесении поставщика в РНП по закону № 223-ФЗ?

Ответ: Да, может. К такому выводу пришел Верховный суд Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2018 N 305-КГ18-8036 по делу N А40-151223/2017).

Управление ФАС вынесло заключение, в котором рекомендовало не включать поставщика в РНП.

Заказчик попытался обжаловать заключение. Однако суды трех инстанцийне стали рассматриватьдело по существу: заключение территориального органа ФАС не является обязательным, а содержит рекомендацию для руководителя ФАС России. Именно он решает, включать поставщика в РНП или нет.

Верховный суд встал на сторону заказчика. Заключение имеет все признаки ненормативного акта, поэтому его можно оспаривать. Дело вернули в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

 

Вопрос: Допустимо ли в договоре между торговой сетью и поставщиком условие о возврате непроданных продуктов?

Ответ: 09 декабря 2018 года вступили в силу изменения в Закон о торговле.

Новые правила ограничили возможность сетей перекладывать на поставщиков потери из-за вовремя непроданных товаров.

Во-первых, нельзя договариваться о возмещении стоимости, возврате или замене качественных продтоваров, срок годности которых составляет не более 30 дней.

Подобные условия допустимы для товаров с большим сроком годности, но только в том случае, если эти условия не были навязаны поставщику.

Описанные требования распространили на все торговые сети независимо от объема выручки.

Во-вторых, нельзя включать в договор условие о возмещении расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров.

Запрещенных условий не должно быть в договорах, заключаемых с 9 декабря. Договоры, которые действуют сейчас или будут заключены до этой даты, нужно привести в соответствие новым правилам не позже 6 июня 2019 года.

 

Вопрос: Имеется ли концепция эффективности осуществления контрольной деятельности за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на территории Рязанской области?

Ответ: В первую очередь стоит отметить, что антимонопольный орган наделен полномочиями по рассмотрению жалобпри проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Данная жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Концепции эффективности осуществления контрольной деятельности за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на территории Рязанской области как отдельного документа не существует.

Вместе с тем, существует система оценки эффективности деятельности всего территориального управления, в которой учитывается, в том числе, и количество жалоб, рассмотренных АМО при осуществлении закупки в соответствии с 223-ФЗ, количество жалоб, признанных обоснованными, количество выданных предписаний, количество исполненных предписаний, количество решений, законность которых подтверждена судебным актом и т.д.

 

Вопрос: Частью 21 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

В целях обеспечения единообразия практики применения как со стороны заказчиков, так участников закупок, просим пояснить понятие «сведения об участнике»?

Ответ: Закон о закупках № 223-ФЗ не расшифровывает понятие «сведения об участнике».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, данное понятие является оценочным.

 

Вопрос: Какова статистика рассмотрения жалоб УФАС по Рязанской области за 2018 год по Закону № 223-ФЗ? Укажите основные нарушения.

Ответ: За 11 месяцев 2018 года Рязанским УФАС России рассмотрено порядка 40 жалоб на действия заказчиков при осуществлении закупок в соответствии с 223-ФЗ, из них 10 признано обоснованными.

В качестве основных нарушений выступают установление в документации излишних требований к участникам закупки, влекущих необоснованное отклонение заявки;

установление противоречивых требований, которые вводят в заблуждение участников закупки.