Отчет о проведении собрания, посвященного Международному дню борьбы с коррупцией

Отчет
 

Спциалист управления Мария Пахомова 14.12.2019 провела собрание коллектива Рязанского УФАС России, посвященное Международному дню борьбы с коррупцией.

Ежегодно 9 декабря начиная с 2004 года в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

В этот день в 2003 году в г. Мерида (Мексика) был открыт для подписания один из официальных документов ООН — Конвенция против коррупции.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.

Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства.

 

В ходе проведения собрания 14.12.2019 до сведения гражданских служащих Рязанского УФАС России донесено, что Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Таким образом наша страна стала одной из более чем 100 государств, которые приняли решение сотрудничать для масштабного пресечения этого опасного и сложного социального, экономического и политического явления, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны, вне зависимости от уровня развития.

Ознакомиться с официальным переводом на русский язык данной конвенции можно на официальном сайте ФАС России в разделе «Противодействие коррупции», подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции».

Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней. Без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен.

В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как  сложившейся в России правоприменительной практики, так и международных требований. Значительное внимание уделяется вопросам предупреждения коррупции на государственной и муниципальной службе.

Федеральная антимонопольная служба в силу требований российского законодательства и в рамках своей компетенции принимает активное участие в деятельности, направленной на противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Профилактика коррупционных правонарушений в центральном аппарате ФАС России относится к компетенции Управления государственной службы. В территориальных органах ФАС России данные обязанности закреплены также за руководителями территориальных органов и должностными лицами, ответственными за кадровую работу и внесены в их должностные регламенты.

Отдел по противодействию коррупции в ФАС России создан в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и является структурным подразделением Управления государственной службы ФАС России.

Задачи и функции структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти по противодействию коррупции в основном были определены Указом №1065, а впоследствии конкретизированы в Типовом положении о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа.

В ФАС России они закреплены в Положении об Управлении государственной службы ФАС России, в должностных регламентах должностных лиц территориальных органов ФАС России, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в приказах ФАС России.

Основными задачами отдела по противодействию коррупции и уполномоченных должностных лиц в территориальных органах ФАС России является профилактика коррупционных и иных правонарушений в деятельности федеральных государственных гражданских служащих ФАС России, а также обеспечение деятельности ФАС России по соблюдению гражданскими служащими запретов, ограничений, обязанностей и требований к служебному поведению.

До сотрудников Рязанского УФАС России доведена необходимость соблюдения норм законодательства по уведомлению о фактах склонения гражданских и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений.