Доклад на Координационном совете по вопросам развития торговли в Рязанской области: «О выполнении поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями антимонопольных требований ».

   Основными направлениями антимонопольного контроля товарных рынков продовольствия являются:

  1. Осуществление мониторинга рынков основных социально-значимых товаров (зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, масло подсолнечное, крупы, яйцо куриное). Осуществление контрольных мероприятий и проверок на рынках социально-значимых товаров.
  2. Контроль за действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, направленных на ограничение конкуренции, в том числе установлением ограничений на свободное перемещение товаров между территориями.
  3. Контроль за соглашениями хозяйствующих субъектов, направленными на установление и поддержание цен на рынке, раздел рынка по территориальному признаку, объему продажи или покупки товара и других нарушений, запрет на которые установлен статьей 11 Закона о защите конкуренции.
  4. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности» в соответствии с компетенцией антимонопольных органов.
  5. Контроль соблюдения Федерального закона «О рекламе».

Управление ежеквартально направляет в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)результаты мониторинга рынков основных социально-значимых товаров с целью контроля за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов в части установления ими экономически необоснованных цен на продовольственные товары.

ФАС России в рамках проводимого совместно со своими территориальными органами мониторинга цен на основные продукты питания сделала предварительный анализ формирования цен на гречневую крупу в оптовом звене. Вывод – объективных оснований для повышения цен на гречку в розничной сети нет.

Вывод основан на следующих фактах:

– по данным Минсельхоза России, производство зерна гречихи в Российской Федерации в 2011 году превысило объемы 2010 года.

– по данным территориальных управлений ФАС России, представленная хозяйствующими субъектами информация указывает на значительное наличие товарных запасов зерна гречихи продовольственной, находящихся на хранении на складах сельских товаропроизводителей.

– на рынке гречихи действует большое количество сельхозпроизводителей и оптовых предприятий – переработчиков, которые не занимают доминирующего положения на рынке производства и оптовой реализации гречневой крупы как в границах Российской Федерации, так и в пределах субъектов Российской Федерации;

ФАС России совместно с территориальными органами продолжит анализ ситуации на рынке производства, оптовой и розничной реализации крупы гречневой и, в случае выявления признаков нарушения Закона о защите конкуренции, будут приняты меры антимонопольного реагирования.

В рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации, руководителя ФАС России Рязанским УФАС России в 2010-2011годах проводились плановые и внеплановые проверки соблюдения участниками отношений в сфере торговой деятельности, органами местного самоуправления антимонопольных требований Федерального закона о торговле.

Проведены  проверки:

- 5 – ти региональных торговых сетей: «Губерния», «Сорока», «Алфавит», «Барс», «Подсолнух»;

- 4 – х производителей продовольствия: МП «Хлебозавод №3», ОАО «Рязаньхлеб», ООО «Жито хлеб», ЗАО «Окская птицефабрика»;

- 4 – х оптовых поставщиков продукции: ИП Алтабаев В.Б., ИП Фенина Т.В., ООО «Русагро-Рязань», ООО «Услада».

По результатам проверок было проанализировано более 300 договоров поставки продовольственной продукции, из них более 200 договоров было заключено до вступление в силу Закона о торговле.

При анализе договоров торговых сетей с поставщиками продовольственной продукции были выявлены практически во всех договорах характерное не соответствие некоторых пунктов договоров  требованиям статьи 13 Закона о торговле:

1. Полностью отсутствуют или отличаются условия ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с поставщиками аналогичных продовольственных товаров.

2.Возврат нереализованного товара поставщику, за исключением случаев, когда это допускается.

3.Оплата за ответственное хранение товара, подлежащего вывозу или замене.

4.Навязывание различных условий поставок для поставщиков аналогичных продовольственных товаров: разная оплата неустойки, различные требования к наличию сопроводительных документов.

По результатам проверок договора поставки приведены в соответствие требованиям статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности» до возбуждения дел.

Управление ежемесячно направляет в ФАС России отчеты о проведенных проверках и их результатах.

Для информации. ФАС России возбудено  дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «АШАН» и ООО «АТАК» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Признаки нарушения закона о торговле ФАС России усматривает в создании дискриминационных условий для поставщиков продовольственных товаров путем определения стоимости услуг по договору возмездного оказания услуг в процентах от товарооборота по договору поставки.

В апреле 2011 года управлением рассматривалось дело, связанное  с экономически согласованными действиями двух хозяйствующих субъектов, направленными на установление и поддержание оптовых цен на крупу (статья 11 Закона о конкуренции). В результате расследования было установлено, что повышение оптовых цен явилось следствием изменения цен со стороны производителей круп, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на данном товарном рынке. Дело было прекращено.

Рынок услуг розничной торговли продовольственными товарами на территории Рязанской области является конкурентным. При этом в настоящее время не выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанных товарных рынках.

Вместе с тем, анализ сложившейся ситуации в сфере услуг розничной торговли продуктами питания позволяет сделать выводы, что рост цен на продовольственные товары, в том числе определен практикой взаимоотношений торговых сетей с поставщиками продукции.

Специфика указанных отношений состоит в том, что, несмотря на небольшую долю, занимаемую на соответствующем товарном рынке, торговые сети, действующие на рынке реализации и (или) поставки продукции, с учетом конечности своего положения в товаропроводящей цепочке получают возможность влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию на соответствующих товарных рынках.

Следует отметить, что антимонопольное расследование  характеризуется рядом существенных особенностей. Например, для квалификации факта злоупотребления монополистическим положением хозяйствующего субъекта требуется проведение анализа и оценки конкурентной среды на конкретном товарном рынке, что влечет за собой необходимость сбора и обработки большого массива информации и, соответственно, требует определенных временных затрат.

В целях недопущения создания дефицита определенных групп продовольственных товаров, в том числе необоснованного роста цен на указанные товары и оперативного принятия мер антимонопольного реагирования в случае наличия признаков нарушения антимонопольных правил и требований, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, участникам отношений в сфере торговой деятельности необходимо незамедлительно направлять в Рязанское  УФАС России заявления об указанных фактах с приложением соответствующих подтверждающих доказательств.

Рязанское УФАС России до 30.12.2011 г. разместит на сайте управления порядок обращения о фактах нарушений антимонопольных требований в сфере торговой деятельности

Хотелось бы проинформировать о деятельности управления в сфере контроля рекламного законодательства в отношении торговых сетей.

Управление в 2011 году рассматривало   жалобу жителя нашего города  о нарушении рекламного законодательства со стороны торговой сети.

Хотелось бы обратить внимание на вид нарушения. Торговые сети часто проводят различного рода акции для сбыта товара. Плохого ничего нет.

Так вот, торговая сеть объявила акцию по снижению цен на отдельные виды товаров. Дается реклама о снижении цены. А на кассе покупатель выясняет, что цена на товар совсем другая. В результате управлением было вынесено предписание об устранении нарушения и наложен административный штраф.

В заключение хочу проинформировать присутствующих о том, что с нового года вступают в силу изменения  антимонопольного законодательства, так называемый «третий антимонопольной пакет». Цель этих изменений -  снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства.

Уточнены  требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.

Запреты устанавливаются только в отношении соглашений между конкурирующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами. При этом сокращается количество таких запретов. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок, действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.

Кроме того, предлагаемая законом редакция статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что запреты, предусмотренные этой статьей не распространяются на соглашения хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если между такими хозяйствующими субъектами прямо или косвенно установлен контроль, либо такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица.

Заместитель руководителя

Рязанского УФАС России                                                 Ю.А.Вагин