Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Рязанской области

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Оглавление:

  1. Общие положения.
  2. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
  3. Определение продуктовых границ товарного рынка.
  4. Определение географических границ товарного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения.

 

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 10.09.2020 №68 возбуждено дело №062/01/10-646/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии с пунктом 1.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

в) определение географических границ товарного рынка.

Настоящий анализ проведен с целью полного, всестороннего и объективного исследования конкуренции в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/10-646/2020.

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

2.  Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Приказ № 220).

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

5. Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

6.  Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

7. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354).

8. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 062/01/10-646/2020.

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В рамках данного отчета временной интервал – 2019 год, первый квартал 2020 года.

 

3.    Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с требованиями Порядка №220 определение продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, если субъектом является субъект естественной монополии, функционирующий в условиях естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях рынок водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержатся следующие понятия:

             - водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

 - водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

- водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

- орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

- централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;

- централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Установлено, что муниципальное казённое предприятие «ЖКХ Захаровское» муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области (далее также МКП «ЖКХ «Захаровское», Предприятие) - коммерческая организация, основным видом деятельности которой является предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению.

Согласно Уставу, учредителем и собственником имущества Предприятия является администрация муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области.

В соответствии с пунктом 5.1 Устава предприятие создано в целях решения вопросов местного значения, оказания жилищно-коммунальных услуг населению Захаровского муниципального района Рязанской области, удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах.

Для достижения целей Предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности:

-производство тепловой энергии, обеспечение работоспособности тепловых сетей, их эксплуатация и поставка тепловой энергии потребителям;

- эксплуатация центральных систем водоснабжения, оказания услуг по водоснабжению;

- эксплуатация центральных систем водоотведения, оказание услуг по водоотведению;

- управление эксплуатацией жилого фонда;

- сбор, вывоз и утилизация твердых и жидких коммунальных отходов;

-содержание и эксплуатация жилищного фонда, выполнение функций управляющей организации в сфере управления многоквартирными домами;

- ведение технической документации на объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры коммунального назначения в соответствии с установленными требованиями;

-заключение договоров с поставщиками и потребителями на оказание жилищно-коммунальных услуг, организация учета их объемов, контроль качества предоставленных услуг, применение к поставщикам и потребителям услуг санкций за нарушение условий договоров;

- начисление и сбор платежей с потребителей за оказанные жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. с граждан с учетом предоставления им льгот, взыскание в судебном порядке задолженности с потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

-строительные работы, ремонт, реконструкция жилых и нежилых помещений;

-организация работы по рациональному использованию финансовых средств, экономии материальных ресурсов и энергоресурсов;

- обеспечение рассмотрения предложений, заявлений, жалоб, возникающих по поводу жилищно-коммунального обслуживания потребителей, и принятие по ним мер в пределах своей компетенции;

- все виды сантехнических работ;

- организация работ по ликвидации аварий и повреждений на обслуживаемых объектах;

- оказание платных и безвозмездных услуг, непосредственно связанных с деятельностью Предприятия, физическим и юридическим лицам;

- оптовая и розничная торговля;

-иные виды хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенной законодательством и обеспечивающие получение прибыли.

Предприятия вправе осуществлять иную деятельность, не лишающую его возможности реализовывать цели, предмет и виды деятельности, определенные в пунктах 5.1 - 5.3 настоящего Устава.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 029-2014 Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения относится к разделу E: Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений:

 - «Забор, очистка и распределение воды», классу 36 «Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд», подклассу 36.00.1

Услуги по водоснабжению и водоотведению являются регулируемыми и предоставляются потребителям по тарифам, устанавливаемым государственными органами.

Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 06.12.2018 N 291 для потребителей МКП "ЖКХ Захаровское" установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведения (прилагается к настоящему отчету).

Согласно ответа из Администрации муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области МКП «ЖКХ Захаровское» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения на территории Захаровского сельского поселения.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами является услуга по обеспечению конечных потребителей холодной воды.

Согласно части 4 статьи 12 Закона №416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 13 Закона №416-ФЗ, части 1 статьи 539 ГК РФ по договору холодного водоснабжения (далее также – договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно статье 14 Закона №416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

К договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергосбережении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Согласно пункту 5 Правил №644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Таким образом, продуктовые границы определены как услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

4. Определение географических границ товарного рынка.

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 4.7 Порядка №220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

В данном случае услуги по холодному водоснабжению характеризуются наличием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, возможностью покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

В силу пункта 4.7 Порядка географические границы товарных рынков определяются на основании следующих критериев: административно-территориального, организационного, технологического.

Холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется по централизованным системам водоснабжения и централизованным сетям водоотведения (канализационным сетям), к которым подключены (технически присоединены) объекты потребителей.

           Установлено, что Предприятие является ресурсоснабжающей организацией (холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования – с. Захарово Захаровского района Рязанской области.

С учетом вышеизложенного географические границы определены в пределах присоединенной сети муниципального образования – с. Захарово Захаровского района Рязанской области.

 

Общие выводы.

Настоящий анализ проведен с целью полного, всестороннего и объективного исследования конкуренции в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/10-646/2020.

1) Временной интервал исследования товарного рынка – 2019-2020 года.

2) Продуктовые границы определены как услуги по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы.

3) Географические границы определены в пределах присоединенной сети Муниципального образования – с. Захарово Захаровского района Рязанской области.

4) С учетом статьи 4 Закона о естественных монополиях, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МКП «ЖКХ Захаровское» занимает доминирующее положение на товарном рынке водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в пределах Муниципального образования – село Захарово Захаровского района Рязанской области.

 

 

 

Подготовила:

Специалист-эксперт

отдела контроля товарных

и финансовых рынков                                                                   <…>

 

Согласовано:

начальник отдела контроля

товарных и финансовых рынков                                                  <…>