Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых и коммунальных отходов

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Рязанской области

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет

о состоянии конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых и коммунальных отходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Оглавление:

  1. Общие положения.
  2. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
  3. Определение продуктовых границ товарного рынка.
  4. Определение географических границ товарного рынка.
  5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках.
  6. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.
  7. Определение барьеров входа на товарные рынки.
  8. Определение уровня концентрации товарных рынков.
  9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.
  10.  Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения.

 

Исследование проведено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа рынка), на основании приказа ФАС России от 29.12.2018 № 1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019 - 2020 годы», а также с учетом Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, направленных письмом ФАС России от 15.06.2020 № ВК/50225/20.

Исследование проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

 

Нормативные правовые акты,

используемые при проведении анализа

 

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила обращения с ТКО);

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – Правила № 1133);

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее - Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее – Закон о лицензировании);

7. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

8. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

9. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

10. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

11. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»;

12. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее - Стандарт);

13. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Основные понятия,

 используемые при проведении анализа

 

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (статья 1 Закона об отходах).

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (статья 1 Закона об отходах).

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (статья 1 Закона об отходах).

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Закона об отходах).

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (статья 1 Закона об отходах).

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона об отходах).

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа рынка).

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По итогам конкурсного отбора, проведенного Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области присвоен ООО «Эко-Пронск» (соглашение № 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области от 13.02.2019).

По данным, полученным от ООО «Эко-Пронск», в период с 13.02.2019 по 31.10.2019 региональный оператор производил подготовительную работу по созданию инфраструктуры, необходимой для оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: заключались договоры с объектами по размещению отходов, были проведены торги на заключение договора по сбору и транспортированию отходов. Срок оказания услуг по договору по сбору и транспортированию отходов составляет 1 (Один) календарный год со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Предельный единый тариф регионального оператора в Рязанской области установлен постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 27.09.2019 № 97 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Пронск» на территории Рязанской области».

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (пункт 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156). ООО «Эко-Пронск» разместило данную информацию 02.10.2019 в областной общественно-политической газете «Рязанские ведомости» № 74 (5779) и на своем официальном сайте https://ecopronsk.ru/. Договор в форме публичной оферты вступил в законную силу с 24.10.2019.

Таким образом, региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с отходами, в том числе по сбору и транспортированию отходов с 01.11.2019.

С учетом вышеизложенного, временной интервал исследования – с даты начала осуществления деятельности регионального оператора по обращению с отходами – с 01.11.2019 по 31.12.2019.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение товара

 

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбору опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходами, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что указанные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

 

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя,

и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми

для данного товара

 

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 - отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, 7 34 000 00 00 0 - отходы при предоставлении услуг населению, куда включены 7 31 100 00 00 0 отходы из жилищ, 7 31 200 00 00 0 - отходы от уборки территории городских и сельских поселений, 7 31 900 00 00 0 - прочие твердые коммунальные отходы.

Законом об отходах установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы (термометры, гальванические элементы, люминесцентные лампы);

II класс - высокоопасные отходы (батареи аккумуляторов, автопокрышки, освинцованный кабель с медными жилами);

III класс - умеренно опасные отходы (масла, нефтепродукты, строительный мусор, битумная крошка);

IV класс - малоопасные отходы (остатки щебня и арматура, шпаклевка);

V класс - практически неопасные отходы (пластик, зола древесная, металл).

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Соответственно, в рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом технологического цикла отходов может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Необходимо обратить внимание, что основной составляющей тарифа регионального оператора является сбор и транспортирование ТКО.

 

Определение взаимозаменяемых товаров

 

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, необходимость наличия специализированного автотранспорта, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

4. Определение географических границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отхода и находятся места их накопления.

Население и юридические лица с положениями ЖК РФ и Закона об отходах, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с ТКО, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, определенным для соответствующей зоны.

Согласно Закону об отходах зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными).

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами Рязанской области, утвержденной постановлением Министерства природопользования Рязанской области от 15.11.2017 № 31, на территории Рязанской области установлена 1 зона деятельности регионального оператора, в которую входят все муниципальные районы и городские округа Рязанской области.

В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать – Рязанская область.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарных рынках

 

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Стоит отметить, что в настоящее время, в субъектах Российской Федерации отсутствует система раздельного сбора ТКО.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.

В соответствии с частью 4 статьи 27.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 23 Правил обращения с ТКО, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Таким образом, деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами или операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Согласно Правилам обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Хозяйствующие субъекты – транспортировщики определяются несколькими способами.

1) Частью 3 статьи 24.8 Закона об отходах установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами № 1133 установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Следует отметить, что в силу пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Таким образом, в случае если в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и в соглашении с субъектом Российской Федерации указано, что региональный оператор должен провести торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в отношении всей территории, региональный оператор обязан соблюдать указанные положения и провести торги в отношении всей территории субъекта Российской Федерации, соблюдая принципы, указанные в пункте 9 Правил № 1133.

Необходимо отметить, что пунктом 9 Правил № 1133 установлено, что в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4 Правил № 1133 установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133.

При этом Правилами № 1133 не предусмотрена возможность заключать договор на транспортирование ТКО с единственным поставщиком в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Законом № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, поименованными в статье 1 Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с указанной статьей 1 Закона № 223-ФЗ к ним, в том числе относятся лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

При этом деятельность по оказанию услуги по обращению с ТКО региональным оператором не указана в статье 1 Закона № 223-ФЗ, соответственно организации (региональные операторы), осуществляющие услугу по обращению с ТКО, при этом не осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов и не имеющие соответствующего тарифа (на обработку, утилизацию, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов), подтверждающего факт осуществления такой деятельности, не попадают под действие Закона № 223-ФЗ, и в том числе не могут руководствоваться порядком заключения договора с единственным поставщиком, предусмотренным Законом № 223.

Таким образом, в случаях, попадающих под действие Правил № 1133, региональный оператор обязан провести торги по отбору оператора, оказывающего услуги по транспортированию ТКО, и такие торги должны быть проведены исключительно по процедуре Закона № 44-ФЗ.

2) В соответствии с пунктом 13 Правил № 1133 в случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ, региональный оператор вправе самостоятельно обеспечить транспортирование ТКО или проводит аукцион повторно.

При этом под самостоятельным обеспечением транспортирования понимается выполнение работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Иная трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурентной процедуры, заложенной законодателем в пункте 13 Правил № 1133.

3) Оставшиеся территории, не попадающие под действие пункта 3 Правил № 1133, региональный оператор имеет право распределить по своему усмотрению – заключить с кем-то гражданско-правовой договор (например, аренда транспортного средства с экипажем), возить сам своими машинами, либо заключить договор с единственным поставщиком (в случаях, если он попадает под действие Закона № 223-ФЗ).

В отношении тех территорий, которые региональный оператор обязан отторговать по Закону № 44-ФЗ, он не вправе заключать договоры по Закону № 223-ФЗ. Если торги признаны несостоявшимися, региональный оператор обязан осуществлять транспортировку своими силами – своими транспортными средствами или проводит аукцион повторно.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в границах зоны деятельности региональных операторов осуществляется ими в соответствии с Правилами № 1156.

Покупателями товара (услуги) по транспортированию являются региональные операторы.

По итогам конкурсного отбора, проведенного Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области присвоен ООО «Эко-Пронск» (соглашение № 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области от 13.02.2019). Срок оказания региональным оператором услуг по обращению с отходами составляет 10 лет со дня подписания соглашения.

Согласно соглашению региональный оператор имеет право привлекать к исполнению своих обязательств других лиц, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации, захоронению ТКО, имеющих лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности, а также  проводить торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ и Правилами № 1133 по итогам электронного аукциона у субъектов малого предпринимательства ООО «Эко-Пронск» заключило с ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» договор на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований – городской округ город Рязань, городской округ город Скопин, Рязанский, Рыбновский, Захаровский, Пронский, Михайловский, Скопинский, Милославский муниципальные районы Рязанской области (Лот №1) в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Рязанской области от 02.07.2019 (номер закупки  2100700002519000003), договор на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований – Александро-Невский, Кораблинский, Ряжский, Сапожковский, Сараевский, Старожиловский, Ухоловский, Путятинский, Спасский, Шиловский, Чучковский муниципальные районы Рязанской области (Лот №2) в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Рязанской области от 28.06.2019 (номер закупки 2100700002519000001), договор на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований – городской округ город Сасово, городской округ город Касимов, Ермишинский, Кадомский, Пителинский, Сасовский, Шацкий, Клепиковский, Касимовский муниципальные районы Рязанской области (Лот №3) в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Рязанской области от 02.07.2019 (номер закупки 2100700002519000002).

Срок оказания услуг по указанным договорам  составляет 1 (Один) календарный год со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия соглашения. Указанный срок не превышает срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО.

Таким образом, ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» является продавцом услуг по сбору и транспортированию ТКО, а покупателем данной услуги является ООО «Эко-Пронск».

 

  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» за исследуемый период осуществило сбор и транспортирование ТКО в объеме <…> куб.м. (<…> т), цена услуги составила <…> рублей.

В связи с тем, что договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Рязанской области были заключены только с ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево», то доля ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Рязанской области в исследуемый временной интервал равна 100 %.

7. Определение барьеров входа на товарные рынки.

 

1. Экономические ограничения.

Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, при условии  наличия специального оборудования, позволяющего осуществлять погрузку/выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения.

2. Административные барьеры.

Условия лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, предусматривающую следующие виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности - в отношении следующих видов отходов: 7 30 000 00 00 0 - отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы  при  предоставлении  услуг  населению  (код отхода указан в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов).

Также при осуществлении аукционов региональный оператор установил следующие дополнительные единые требования к участникам аукциона на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), а именно:

а) не проведение ликвидации участника аукциона – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника аукциона – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

б) не приостановление деятельности участника аукциона в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в аукционе;

в) отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности участника аукциона по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника аукциона, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

г) отсутствие у участника аукциона – физического  лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника аукциона судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с оказанием услуги, являющимся объектом осуществляемой аукциона, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) участник аукциона - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) отсутствие между участником аукциона и организатором аукциона конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Организатора аукциона, руководитель контрактной службы Организатора аукциона, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников аукциона, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками аукциона либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего раздела документации об аукционе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый Договор или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения Договора является крупной сделкой;

4) декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Организатором аукциона в соответствии с требованиями абз.3 п.9 Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» установлено ограничение участия в определении исполнителя – закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства.

  1. Определение уровня концентрации товарных рынков.

 

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 7.1. Порядка проведения анализа рынка,
для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный – при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий – при  < 45% или HHI < 1000.

Один участник рынка ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» осуществляет 100% реализации услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Рязанской области (СR1=100%).

Так как коэффициент рыночной концентрации  составил CR1= 100%, то индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI=10000.

Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Рязанской области можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации, с неразвитой конкуренцией.

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

На территории Рязанской области с 13.02.2019 ООО «Эко-Пронск» является региональным оператором по обращению с отходами. Для осуществления своей деятельности в части сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор заключил договоры с ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево», доля которого на рассматриваемом рынке с 01.11.2019 по 31.12.2019 будет равна 100%.

         Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является высокоцентрированным, с неразвитой конкуренцией.  Таким образом,  в результате анализа конкурентный среды на рассматриваемом рынке выявлены признаки доминирующего положения ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево».

         В связи с чем существует необходимость наблюдения за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Рязанской области.

         Практика применения антимонопольного законодательства в отношении ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» отсутствует.

 

  1. Выводы.

По результатам проведенного исследования установлено следующее:

1) Временной интервал исследования товарного рынка – с 01.11.2019 по 31.12.2019.

2) Продуктовые границы определены как услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

3) Географические границы определены как локальный рынок – Рязанская область.

4) На рассматриваемом рынке в географических границах Рязанской области занимает ООО «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» с долей 100%.

5) Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является высокоцентрированным с неразвитой конкуренцией.

6) Основными препятствием развития конкурентной среды на исследуемом рынке является наличие административного барьера (условия лицензирования отдельных видов деятельности, проведение конкурсного отбора операторов по сбору и транспортированию ТКО) и экономических ограничений (затраты на приобретение транспортных средств).