Решение по делу 311/2014-М/В по жалобе ИП Жуковой Л.В.

Номер дела: 311/2014-М/В
Дата публикации: 28 октября 2014, 16:57

РЕШЕНИЕ                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 октября 2014 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии –<…>; членов Комиссии:<...>, в присутствии представителей ответчика –<…>, в присутствии представителя заявителя –<...>, в присутствии представителей заинтересованных лиц –<…>, рассмотрев дело №311/2014-M/B по признакам нарушения Администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов (ул.Советская, д.1, г.Касимов, Рязанская область, 391300) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

15.07.2014г. в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…>, осуществляющей деятельность в области перевозки пассажиров автомобильным транспортом (маршрутным такси) в городе Касимов Рязанской области, на действия администрации муниципального образования – городской округ город Касимов при проведении конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) (далее – конкурс). По мнению заявителя нарушение выразилось в создании дискриминационных условий доступа на рынок регулярных перевозок пассажиров путем установления ряда критериев в конкурсной документации, утвержденной Постановлением администрации муниципального образования – городской округ Касимов Рязанской области от 24.04.2014г. №530 «О проведении открытого конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом», противоречащее антимонопольному законодательству, а, именно, п.1, п.3 раздела I, п.1, п.2, п.3 раздела II, раздел III критериев конкурсной документации направлены не на выявление лучших по качеству услуг участников конкурса, а являются препятствием для допуска на рынок пассажирских перевозок, что является нарушением п.2 ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно п.1.6.1 конкурсной документации установлены требования к минимальной вместимости автобуса – 15 посадочных мест, тогда как п.1 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденное Постановлением правительства РФ от 02.04.2012г. №280, допускаются транспортные средства, оборудованные для перевозок более 8 человек.

Представитель ответчика, изложил свою позицию в ответе от 17.09.2014г., б/н (вх. от 17.09.2014 №4650).

Комиссия, выслушав представителей ответчика, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях решения вопросов местного значения, администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов Постановлением от 28.12.2012г. №2256 было утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании – городской округ город Касимов» (далее – Положение об организации транспортного обслуживания населения).

Одной из главной целей  организации транспортного обслуживания в городском сообщении является обеспечение потребностей граждан в регулярных перевозках пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении (п.1.3 Положение об организации транспортного обслуживания населения). Данные перевозки пассажиров осуществляются перевозчиками на основании лицензии и договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенного между организатором пассажирских перевозок и перевозчиком по результатам конкурса на право заключения договора регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Согласно Приложению №1 к Положению об организации транспортного обслуживания населения организатор пассажирских перевозок принимает решение о проведении конкурса, размещает извещение о проведении конкурса на официальном сайте, разрабатывает конкурсную документацию.

Так, администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов на официальном сайте http://gorod-kasimov.ru размещена конкурсная документация на проведение конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами), утвержденная заместителем главы администрации по капитальному строительству и жилищно-комунальному хозяйству А.А. Щегольковым от 25.06.2014г. (далее – конкурсная документация).

Основание для проведения аукциона – Постановление администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области от 24.04.2014г. №530 «О проведении открытого конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом».

Согласно конкурсной документации:

предмет конкурса: право на заключение договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) в городском сообщении на территории города Касимова по следующим маршрутам, выставляемым на конкурс лотами.

дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 27 июня 2014 г. с 8ч. 30 мин.;

дата окончания приема заявок  на участие в конкурсе: 28июля .2014 года до 10 часов 00 минут по местному времени;

рассмотрение заявок на участие в конкурсе состоится в 15 часов 00 минут 29.07.2014г. по адресу: Рязанская область, г.Касимов, ул.Ленина, д.9а;

дата и время проведения конкурса: 29.07.2014 года в 15 часов 00 минут по местному времени;

дата подведения итогов: 14.02.2014г. по адресу: Рязанская область, г.Сасово, проспект Свободы, д.19а.;

Согласно п. 6 Протокола от 28.07.2014г. №1 заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе были представлены 15 запечатанных конвертов с заявками на участие в конкурсе и согласно п.10 указанного Протокола участниками конкурса признаны 4 индивидуального предпринимателя.

Согласно Протоколу от 29.07.2014г. №2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом 3 участников стали победителями по разным лотам.

Согласно пункту 1.15 конкурсной документации оценка конкурсных заявок производится по десятибалльной шкале. По каждому из критериев членами конкурсной комиссии выставляются баллы.

Пунктом 1.15 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников конкурса и по каждому критерию распределяются баллы:

  1. п.1 раздела I критериев конкурсной документации: право владениями автобусами: - собственность, лизинг -10 баллов; - аренда – 5 баллов.

Согласно ст. 305 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ все указанные виды владения являются одинаково (равно) законными. По своему правому статусу транспортное средство, находящееся у участника конкурса в собственности, в лизинге или принадлежащее ему на основании договора аренды с правом последующего выкупа в собственность, ничем друг от друга не отличаются. Однако, в  первом случае, при рассмотрении заявок участник конкурса получит 10 баллов, а во втором – 5 баллов.

Таким образом, установление критерия непременного наличия у участника конкурса транспортного средства в собственности или в лизинг влечет за собой ограничение конкуренции, поскольку исключает свободный доступ такого лица на равных условиях для всех условиях к осуществлению перевозок.

  1. п.2 раздела II критериев конкурсной документации: срок эксплуатации автобусов: до 1 года включительно – 10 баллов, от 1 года до 2 лет включительно – 9,3 баллов, …от 9 до 10 лет включительно – 4 балла.

Согласно ч.1 ст.17 и ч.4 ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, независимо от их эксплуатации, прошедшие в установленном действующим законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт), могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам, правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.

Указанная позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 23.07.2012г. №ВАС-9063/12 по делу №А71-5279/11.

  1. п.3 раздела III критериев конкурсной документации: оценка наружного и внутреннего состояния салонов транспортных средств, также противоречит ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, так как не установлены конкретные и четкие условия оценки наружного и внутреннего состояния салонов транспортных средств. В ходе рассмотрения дела было установлено, что рабочая группа не выезжала на осмотр транспортных средств.

Таким образом, данная формулировка критерия позволяет членам конкурсной комиссии неоднозначно подойти к оценке транспортных средств.

  1. п.1 раздела II критериев конкурсной документации: наличие установленного количества пунктов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, оборудованных в соответствии с требованиями действующего законодательства: собственные – 10 баллов, по договору – 5 баллов.
  2. п.2 раздела II критериев конкурсной документации: наличие службы контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на маршрут и при возвращении на место стоянки: собственная – 10 баллов, по договору – 5 баллов.
  3. п.3 раздела II критериев конкурсной документации: наличие крытой теплой стоянки для 100% автобусов: собственная – 10 баллов, арендованная – 5 балла; наличие открытой стоянки для 100% автобусов: собственная – 10 баллов, арендованная – 5 балла.

Согласно п.6раздела 2 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014г. №7, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне, согласно п.2.6 которого является обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.

Таким образом, требования, предъявляемые к организации и виду такой охраны, в том числе относительности собственной стоянки или посредством заключения соответствующего договора со сторонней организацией вышеуказанным нормативно-правовым актом не установлены.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2014г. по делу №А42-6139/2013г.

  1. раздел III критериев конкурсной документации: проведение предрейсового и послерейсового медицинского контроля за состоянием здоровья водителей: собственной службой – 10 баллов, специализированной организацией по договору – 5 баллов.

Федеральным законом от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» п.24 ч.1 ст.12 установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек подлежит лицензированию.

Постановлением правительства РФ от 02.04.2012г. №280 утверждены «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие соискателя лицензии специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию.

Нормативный правовой акт не содержит в качестве лучшего условия для получения лицензии на право осуществления пассажирских перевозок то обстоятельство, что соискатель лицензии у которого имеется специалист, осуществляющий предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств имеет преимущество в получении лицензии, и, как следствие, право оказывать данный вид деятельности перед соискателем у которого имеется всего лишь договор с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию. Поскольку Положение о лицензировании перевозок устанавливает знак равенства между соискателем лицензии, имеющим в штате медицинского работника и соискателем лицензии, имеющим договор с медицинской организацией, имеющими соответствующую лицензию, то при оценке конкурсных заявок участников конкурса по спорному критерию, также должен быть обеспечен одинаковый подход. Следовательно, такие критерии не должны быть разграничены, либо должны оцениваться одинаково.

Таким образом, установление различных баллов по данному критерию оценки, учитывая равнозначность этих условий, установленных нормативно-правовым актом, создает не только необоснованное преимущество в конкурсе претенденту, имеющему в штате медицинского работника, перед претендентом, имеющим необходимый для этого договор, но и ставит в неравное положение таких участников конкурса, т.е. создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок услуг регулярной перевозки пассажиров на территории муниципального образования – город Касимов.

Раздел IV, V критериев конкурсной документации, а также, что одному лоту в конкурсной документации сопоставлен один маршрут, Комиссия Управления считает обоснованными и не противоречащими требованиям Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА: 

1.Признать действия организатора торгов – администрацию муниципального образования – городской округ город Касимов, выразившиеся в утверждении конкурсной документации на проведение конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусом), в части установления в п.1, 2, 3 раздела I, п.1, 2, 3 раздела II, раздел III критериев конкурсной документации, которые могут привести ограничению и устранению конкуренции, противоречащими требованиям части 1 статьи 17 , пп.2, 8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8483 [uid] => 5 [title] => Решение по делу 311/2014-М/В по жалобе ИП Жуковой Л.В. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8483 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414504962 [changed] => 1414504962 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414504962 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 октября 2014 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии –<…>; членов Комиссии:<...>, в присутствии представителей ответчика –<…>, в присутствии представителя заявителя –<...>, в присутствии представителей заинтересованных лиц –<…>, рассмотрев дело №311/2014-M/B по признакам нарушения Администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов (ул.Советская, д.1, г.Касимов, Рязанская область, 391300) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

15.07.2014г. в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…>, осуществляющей деятельность в области перевозки пассажиров автомобильным транспортом (маршрутным такси) в городе Касимов Рязанской области, на действия администрации муниципального образования – городской округ город Касимов при проведении конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) (далее – конкурс). По мнению заявителя нарушение выразилось в создании дискриминационных условий доступа на рынок регулярных перевозок пассажиров путем установления ряда критериев в конкурсной документации, утвержденной Постановлением администрации муниципального образования – городской округ Касимов Рязанской области от 24.04.2014г. №530 «О проведении открытого конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом», противоречащее антимонопольному законодательству, а, именно, п.1, п.3 раздела I, п.1, п.2, п.3 раздела II, раздел III критериев конкурсной документации направлены не на выявление лучших по качеству услуг участников конкурса, а являются препятствием для допуска на рынок пассажирских перевозок, что является нарушением п.2 ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно п.1.6.1 конкурсной документации установлены требования к минимальной вместимости автобуса – 15 посадочных мест, тогда как п.1 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденное Постановлением правительства РФ от 02.04.2012г. №280, допускаются транспортные средства, оборудованные для перевозок более 8 человек.

Представитель ответчика, изложил свою позицию в ответе от 17.09.2014г., б/н (вх. от 17.09.2014 №4650).

Комиссия, выслушав представителей ответчика, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях решения вопросов местного значения, администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов Постановлением от 28.12.2012г. №2256 было утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании – городской округ город Касимов» (далее – Положение об организации транспортного обслуживания населения).

Одной из главной целей  организации транспортного обслуживания в городском сообщении является обеспечение потребностей граждан в регулярных перевозках пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении (п.1.3 Положение об организации транспортного обслуживания населения). Данные перевозки пассажиров осуществляются перевозчиками на основании лицензии и договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенного между организатором пассажирских перевозок и перевозчиком по результатам конкурса на право заключения договора регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Согласно Приложению №1 к Положению об организации транспортного обслуживания населения организатор пассажирских перевозок принимает решение о проведении конкурса, размещает извещение о проведении конкурса на официальном сайте, разрабатывает конкурсную документацию.

Так, администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов на официальном сайте http://gorod-kasimov.ru размещена конкурсная документация на проведение конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами), утвержденная заместителем главы администрации по капитальному строительству и жилищно-комунальному хозяйству А.А. Щегольковым от 25.06.2014г. (далее – конкурсная документация).

Основание для проведения аукциона – Постановление администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области от 24.04.2014г. №530 «О проведении открытого конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом».

Согласно конкурсной документации:

предмет конкурса: право на заключение договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) в городском сообщении на территории города Касимова по следующим маршрутам, выставляемым на конкурс лотами.

дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 27 июня 2014 г. с 8ч. 30 мин.;

дата окончания приема заявок  на участие в конкурсе: 28июля .2014 года до 10 часов 00 минут по местному времени;

рассмотрение заявок на участие в конкурсе состоится в 15 часов 00 минут 29.07.2014г. по адресу: Рязанская область, г.Касимов, ул.Ленина, д.9а;

дата и время проведения конкурса: 29.07.2014 года в 15 часов 00 минут по местному времени;

дата подведения итогов: 14.02.2014г. по адресу: Рязанская область, г.Сасово, проспект Свободы, д.19а.;

Согласно п. 6 Протокола от 28.07.2014г. №1 заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе были представлены 15 запечатанных конвертов с заявками на участие в конкурсе и согласно п.10 указанного Протокола участниками конкурса признаны 4 индивидуального предпринимателя.

Согласно Протоколу от 29.07.2014г. №2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом 3 участников стали победителями по разным лотам.

Согласно пункту 1.15 конкурсной документации оценка конкурсных заявок производится по десятибалльной шкале. По каждому из критериев членами конкурсной комиссии выставляются баллы.

Пунктом 1.15 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников конкурса и по каждому критерию распределяются баллы:

  1. п.1 раздела I критериев конкурсной документации: право владениями автобусами: - собственность, лизинг -10 баллов; - аренда – 5 баллов.

Согласно ст. 305 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ все указанные виды владения являются одинаково (равно) законными. По своему правому статусу транспортное средство, находящееся у участника конкурса в собственности, в лизинге или принадлежащее ему на основании договора аренды с правом последующего выкупа в собственность, ничем друг от друга не отличаются. Однако, в  первом случае, при рассмотрении заявок участник конкурса получит 10 баллов, а во втором – 5 баллов.

Таким образом, установление критерия непременного наличия у участника конкурса транспортного средства в собственности или в лизинг влечет за собой ограничение конкуренции, поскольку исключает свободный доступ такого лица на равных условиях для всех условиях к осуществлению перевозок.

  1. п.2 раздела II критериев конкурсной документации: срок эксплуатации автобусов: до 1 года включительно – 10 баллов, от 1 года до 2 лет включительно – 9,3 баллов, …от 9 до 10 лет включительно – 4 балла.

Согласно ч.1 ст.17 и ч.4 ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, независимо от их эксплуатации, прошедшие в установленном действующим законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт), могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам, правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.

Указанная позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 23.07.2012г. №ВАС-9063/12 по делу №А71-5279/11.

  1. п.3 раздела III критериев конкурсной документации: оценка наружного и внутреннего состояния салонов транспортных средств, также противоречит ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, так как не установлены конкретные и четкие условия оценки наружного и внутреннего состояния салонов транспортных средств. В ходе рассмотрения дела было установлено, что рабочая группа не выезжала на осмотр транспортных средств.

Таким образом, данная формулировка критерия позволяет членам конкурсной комиссии неоднозначно подойти к оценке транспортных средств.

  1. п.1 раздела II критериев конкурсной документации: наличие установленного количества пунктов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, оборудованных в соответствии с требованиями действующего законодательства: собственные – 10 баллов, по договору – 5 баллов.
  2. п.2 раздела II критериев конкурсной документации: наличие службы контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на маршрут и при возвращении на место стоянки: собственная – 10 баллов, по договору – 5 баллов.
  3. п.3 раздела II критериев конкурсной документации: наличие крытой теплой стоянки для 100% автобусов: собственная – 10 баллов, арендованная – 5 балла; наличие открытой стоянки для 100% автобусов: собственная – 10 баллов, арендованная – 5 балла.

Согласно п.6раздела 2 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014г. №7, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне, согласно п.2.6 которого является обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.

Таким образом, требования, предъявляемые к организации и виду такой охраны, в том числе относительности собственной стоянки или посредством заключения соответствующего договора со сторонней организацией вышеуказанным нормативно-правовым актом не установлены.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2014г. по делу №А42-6139/2013г.

  1. раздел III критериев конкурсной документации: проведение предрейсового и послерейсового медицинского контроля за состоянием здоровья водителей: собственной службой – 10 баллов, специализированной организацией по договору – 5 баллов.

Федеральным законом от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» п.24 ч.1 ст.12 установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек подлежит лицензированию.

Постановлением правительства РФ от 02.04.2012г. №280 утверждены «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие соискателя лицензии специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию.

Нормативный правовой акт не содержит в качестве лучшего условия для получения лицензии на право осуществления пассажирских перевозок то обстоятельство, что соискатель лицензии у которого имеется специалист, осуществляющий предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств имеет преимущество в получении лицензии, и, как следствие, право оказывать данный вид деятельности перед соискателем у которого имеется всего лишь договор с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию. Поскольку Положение о лицензировании перевозок устанавливает знак равенства между соискателем лицензии, имеющим в штате медицинского работника и соискателем лицензии, имеющим договор с медицинской организацией, имеющими соответствующую лицензию, то при оценке конкурсных заявок участников конкурса по спорному критерию, также должен быть обеспечен одинаковый подход. Следовательно, такие критерии не должны быть разграничены, либо должны оцениваться одинаково.

Таким образом, установление различных баллов по данному критерию оценки, учитывая равнозначность этих условий, установленных нормативно-правовым актом, создает не только необоснованное преимущество в конкурсе претенденту, имеющему в штате медицинского работника, перед претендентом, имеющим необходимый для этого договор, но и ставит в неравное положение таких участников конкурса, т.е. создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок услуг регулярной перевозки пассажиров на территории муниципального образования – город Касимов.

Раздел IV, V критериев конкурсной документации, а также, что одному лоту в конкурсной документации сопоставлен один маршрут, Комиссия Управления считает обоснованными и не противоречащими требованиям Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА: 

1.Признать действия организатора торгов – администрацию муниципального образования – городской округ город Касимов, выразившиеся в утверждении конкурсной документации на проведение конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусом), в части установления в п.1, 2, 3 раздела I, п.1, 2, 3 раздела II, раздел III критериев конкурсной документации, которые могут привести ограничению и устранению конкуренции, противоречащими требованиям части 1 статьи 17 , пп.2, 8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 октября 2014 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии –<…>; членов Комиссии:<...>, в присутствии представителей ответчика –<…>, в присутствии представителя заявителя –<...>, в присутствии представителей заинтересованных лиц –<…>, рассмотрев дело №311/2014-M/B по признакам нарушения Администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов (ул.Советская, д.1, г.Касимов, Рязанская область, 391300) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

15.07.2014г. в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…>, осуществляющей деятельность в области перевозки пассажиров автомобильным транспортом (маршрутным такси) в городе Касимов Рязанской области, на действия администрации муниципального образования – городской округ город Касимов при проведении конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) (далее – конкурс). По мнению заявителя нарушение выразилось в создании дискриминационных условий доступа на рынок регулярных перевозок пассажиров путем установления ряда критериев в конкурсной документации, утвержденной Постановлением администрации муниципального образования – городской округ Касимов Рязанской области от 24.04.2014г. №530 «О проведении открытого конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом», противоречащее антимонопольному законодательству, а, именно, п.1, п.3 раздела I, п.1, п.2, п.3 раздела II, раздел III критериев конкурсной документации направлены не на выявление лучших по качеству услуг участников конкурса, а являются препятствием для допуска на рынок пассажирских перевозок, что является нарушением п.2 ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно п.1.6.1 конкурсной документации установлены требования к минимальной вместимости автобуса – 15 посадочных мест, тогда как п.1 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденное Постановлением правительства РФ от 02.04.2012г. №280, допускаются транспортные средства, оборудованные для перевозок более 8 человек.

Представитель ответчика, изложил свою позицию в ответе от 17.09.2014г., б/н (вх. от 17.09.2014 №4650).

Комиссия, выслушав представителей ответчика, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях решения вопросов местного значения, администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов Постановлением от 28.12.2012г. №2256 было утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании – городской округ город Касимов» (далее – Положение об организации транспортного обслуживания населения).

Одной из главной целей  организации транспортного обслуживания в городском сообщении является обеспечение потребностей граждан в регулярных перевозках пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении (п.1.3 Положение об организации транспортного обслуживания населения). Данные перевозки пассажиров осуществляются перевозчиками на основании лицензии и договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенного между организатором пассажирских перевозок и перевозчиком по результатам конкурса на право заключения договора регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Согласно Приложению №1 к Положению об организации транспортного обслуживания населения организатор пассажирских перевозок принимает решение о проведении конкурса, размещает извещение о проведении конкурса на официальном сайте, разрабатывает конкурсную документацию.

Так, администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов на официальном сайте http://gorod-kasimov.ru размещена конкурсная документация на проведение конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами), утвержденная заместителем главы администрации по капитальному строительству и жилищно-комунальному хозяйству А.А. Щегольковым от 25.06.2014г. (далее – конкурсная документация).

Основание для проведения аукциона – Постановление администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области от 24.04.2014г. №530 «О проведении открытого конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом».

Согласно конкурсной документации:

предмет конкурса: право на заключение договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) в городском сообщении на территории города Касимова по следующим маршрутам, выставляемым на конкурс лотами.

дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 27 июня 2014 г. с 8ч. 30 мин.;

дата окончания приема заявок  на участие в конкурсе: 28июля .2014 года до 10 часов 00 минут по местному времени;

рассмотрение заявок на участие в конкурсе состоится в 15 часов 00 минут 29.07.2014г. по адресу: Рязанская область, г.Касимов, ул.Ленина, д.9а;

дата и время проведения конкурса: 29.07.2014 года в 15 часов 00 минут по местному времени;

дата подведения итогов: 14.02.2014г. по адресу: Рязанская область, г.Сасово, проспект Свободы, д.19а.;

Согласно п. 6 Протокола от 28.07.2014г. №1 заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе были представлены 15 запечатанных конвертов с заявками на участие в конкурсе и согласно п.10 указанного Протокола участниками конкурса признаны 4 индивидуального предпринимателя.

Согласно Протоколу от 29.07.2014г. №2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом 3 участников стали победителями по разным лотам.

Согласно пункту 1.15 конкурсной документации оценка конкурсных заявок производится по десятибалльной шкале. По каждому из критериев членами конкурсной комиссии выставляются баллы.

Пунктом 1.15 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников конкурса и по каждому критерию распределяются баллы:

  1. п.1 раздела I критериев конкурсной документации: право владениями автобусами: - собственность, лизинг -10 баллов; - аренда – 5 баллов.

Согласно ст. 305 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ все указанные виды владения являются одинаково (равно) законными. По своему правому статусу транспортное средство, находящееся у участника конкурса в собственности, в лизинге или принадлежащее ему на основании договора аренды с правом последующего выкупа в собственность, ничем друг от друга не отличаются. Однако, в  первом случае, при рассмотрении заявок участник конкурса получит 10 баллов, а во втором – 5 баллов.

Таким образом, установление критерия непременного наличия у участника конкурса транспортного средства в собственности или в лизинг влечет за собой ограничение конкуренции, поскольку исключает свободный доступ такого лица на равных условиях для всех условиях к осуществлению перевозок.

  1. п.2 раздела II критериев конкурсной документации: срок эксплуатации автобусов: до 1 года включительно – 10 баллов, от 1 года до 2 лет включительно – 9,3 баллов, …от 9 до 10 лет включительно – 4 балла.

Согласно ч.1 ст.17 и ч.4 ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, независимо от их эксплуатации, прошедшие в установленном действующим законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт), могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам, правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.

Указанная позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 23.07.2012г. №ВАС-9063/12 по делу №А71-5279/11.

  1. п.3 раздела III критериев конкурсной документации: оценка наружного и внутреннего состояния салонов транспортных средств, также противоречит ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, так как не установлены конкретные и четкие условия оценки наружного и внутреннего состояния салонов транспортных средств. В ходе рассмотрения дела было установлено, что рабочая группа не выезжала на осмотр транспортных средств.

Таким образом, данная формулировка критерия позволяет членам конкурсной комиссии неоднозначно подойти к оценке транспортных средств.

  1. п.1 раздела II критериев конкурсной документации: наличие установленного количества пунктов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, оборудованных в соответствии с требованиями действующего законодательства: собственные – 10 баллов, по договору – 5 баллов.
  2. п.2 раздела II критериев конкурсной документации: наличие службы контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на маршрут и при возвращении на место стоянки: собственная – 10 баллов, по договору – 5 баллов.
  3. п.3 раздела II критериев конкурсной документации: наличие крытой теплой стоянки для 100% автобусов: собственная – 10 баллов, арендованная – 5 балла; наличие открытой стоянки для 100% автобусов: собственная – 10 баллов, арендованная – 5 балла.

Согласно п.6раздела 2 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014г. №7, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне, согласно п.2.6 которого является обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.

Таким образом, требования, предъявляемые к организации и виду такой охраны, в том числе относительности собственной стоянки или посредством заключения соответствующего договора со сторонней организацией вышеуказанным нормативно-правовым актом не установлены.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2014г. по делу №А42-6139/2013г.

  1. раздел III критериев конкурсной документации: проведение предрейсового и послерейсового медицинского контроля за состоянием здоровья водителей: собственной службой – 10 баллов, специализированной организацией по договору – 5 баллов.

Федеральным законом от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» п.24 ч.1 ст.12 установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек подлежит лицензированию.

Постановлением правительства РФ от 02.04.2012г. №280 утверждены «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие соискателя лицензии специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию.

Нормативный правовой акт не содержит в качестве лучшего условия для получения лицензии на право осуществления пассажирских перевозок то обстоятельство, что соискатель лицензии у которого имеется специалист, осуществляющий предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств имеет преимущество в получении лицензии, и, как следствие, право оказывать данный вид деятельности перед соискателем у которого имеется всего лишь договор с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию. Поскольку Положение о лицензировании перевозок устанавливает знак равенства между соискателем лицензии, имеющим в штате медицинского работника и соискателем лицензии, имеющим договор с медицинской организацией, имеющими соответствующую лицензию, то при оценке конкурсных заявок участников конкурса по спорному критерию, также должен быть обеспечен одинаковый подход. Следовательно, такие критерии не должны быть разграничены, либо должны оцениваться одинаково.

Таким образом, установление различных баллов по данному критерию оценки, учитывая равнозначность этих условий, установленных нормативно-правовым актом, создает не только необоснованное преимущество в конкурсе претенденту, имеющему в штате медицинского работника, перед претендентом, имеющим необходимый для этого договор, но и ставит в неравное положение таких участников конкурса, т.е. создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок услуг регулярной перевозки пассажиров на территории муниципального образования – город Касимов.

Раздел IV, V критериев конкурсной документации, а также, что одному лоту в конкурсной документации сопоставлен один маршрут, Комиссия Управления считает обоснованными и не противоречащими требованиям Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА: 

1.Признать действия организатора торгов – администрацию муниципального образования – городской округ город Касимов, выразившиеся в утверждении конкурсной документации на проведение конкурса на выбор лучших условий осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (автобусом), в части установления в п.1, 2, 3 раздела I, п.1, 2, 3 раздела II, раздел III критериев конкурсной документации, которые могут привести ограничению и устранению конкуренции, противоречащими требованиям части 1 статьи 17 , пп.2, 8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 311/2014-М/В [format] => [safe_value] => 311/2014-М/В ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-28 13:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-28 13:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414504962 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )