Решение по делу № 295/2012-М/Т в отношении ЗАО "Дмитровский молочный завод"

Номер дела: 295/2012-М/Т
Дата публикации: 28 ноября 2012, 14:04

РЕШЕНИЕ

по делу № 295/2012-М/Т

Резолютивная часть решения оглашена «20» ноября 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Колупаева Е.В., ведущий специалист – эксперт, Грачева Д.В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А. специалист 1-го разряда, в присутствии представителей ЗАО «Дмитровский молочный завод» - <…>, в отсутствии уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (приложение к протоколу заседания Комиссии по рассмотрению дела № 295/2012-М/Т) представителя заинтересованного лица – председателя Союза производителей цельного молока Рязанской области <…>, рассмотрев дело № 295/2012-М/Т по признакам нарушения ЗАО «Дмитровский молочный завод» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес УФАС России по Рязанской области были направлены Министерством экономического развития и торговли Рязанской области для рассмотрения материалы (вх. № 2402 от 23.07.2012г., вх.№ 2772 от 22.08.2012г.) Союза производителей цельного молока Рязанской области, указывающие на признаки недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Дмитровский молочный завод» <…>.

30.05.2012г. в торговом доме «Барс» <…> комиссией в составе представителей Союза производителей цельного молока Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ», проводилась закупка молочной продукции, производимой ЗАО «Дмитровский молочный завод» - творог массовая доля жира 18%, творог массовая доля жира 9%.

В соответствии с актом закупки образцов молочной продукции (от 30.05.2012г.) указанные товары творог массовая доля жира 18% в количестве 1 образца (пачки)  и творог массовая доля жира 9% в количестве 1 образца (пачки), в тот же день был передан в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

После проведения экспертизы Союз производителей цельного молока Рязанской области получил протоколы лабораторных испытаний № 1705 от 06.06.2012г и № 1704 от 06.06.2012г.

По результатам испытаний эксперты установили: исследованный образец по идентификационным признакам не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Содержание массовой доли молочного жира в твороге 18% м.д.ж. и в твороге 9% м.д.ж. - составляет менее 15%.

Из заключения протоколов лабораторных испытаний (№ 1704 от 06.06.2012г; № 1705 от 06.06.2012 г.) следует, что рассматриваемые товары не соответствуют требованиям для данной продукции.

 В соответствии с ГОСТ Р 52096-2003 творог изготавливается из коровьего молока и предназначается для непосредственного использования в пищу.

Массовая доля молочного жира в твороге должна составлять не менее 85%.

Действия ЗАО «Дмитровский молочный завод», связанные с производством и введением в гражданский оборот твороге 18% м.д.ж. и в твороге 9% м.д.ж., которое на самом деле является творожным продуктом, в качестве «творога», является актом недобросовестной конкуренции, так как направлены в получении преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Федеральному Закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции.

ЗАО «Дмитровский молочный завод» в своих объяснениях (от 24.10.2012г. вх.№ 3776; от 24.10.2012г. вх.№ 3770; от 24.10.2012г. вх.№ 3773; от 13.11.2012г. вх.№ 4037) указало следующее.

  1. У лиц проводивших контрольную закупку отсутствуют полномочия на ее проведение. В соответствии со статьями 44 и 45 Закона «О защите прав потребителей» производить контрольные закупки пищевой продукции в целях выявления их качественных показателей предоставлено органам местного самоуправления на территории муниципального округа, общественным объединениям потребителей (союзы, ассоциации). Согласно Положения о правовом статусе отдельных государственных организаций, таким правом наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его региональные подразделения. Нет таких полномочий и у экспертных учреждений осуществляющих лабораторные исследования представленных им образцов на соответствие их качеству ГОСТам и Техническим регламентам, так как они являются независимыми экспертными учреждениями и не должны быть заинтересованных в результатах своих экспертных заключений.
  2. Отсутствие в материалах дела вторичных лабораторных исследований идентичных контрольных образцов и сравнительный анализ их исследования. Требование о необходимости двоичных исследований указано в положении пункта 2.28 СанПиН 2.3.2 1078-01, в котором указано, что при получении неудовлетворительных результатов исследований хотя бы по одному из показателей безопасности, по нему проводят повторные исследования удвоенного объема выборки, взятого из этой партии. Результаты исследования распространяются на всю партию.
  3. В протоколах испытаний № 1704 от 06.06.2012г; № 1705 от 06.06.2012 г. имеются нарушения пунктов 2.14.1, 2.14.2, 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, выслушав доводы представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В г. Уфа 28 февраля 2012 года прошел Всероссийский аграрный форум с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. По итогам работы форума Минсельхозу России было поручено: «Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) провести анализ исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»...».

В рамках совещания от 16 апреля 2012 года у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник «О состоянии рынка молока и молочных продуктов» подразделениям Минсельхоза России дано протокольное поручение №ЕС-24/92 подготовить дорожную карту развития молочного подкомплекса Российской Федерации и предоставлять не реже одного раза в месяц информацию о выполнении мер дорожной карты.

В соответствии с «Дорожной картой» развития молочного подкомплекса Российской Федерации проведение выборочных проверок состава молочной продукции с целью определения в них немолочных жиров поручено Национальному союзу производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).

В регионе членом СОЮЗМОЛОКО является Союз производителей цельного молока Рязанской области. В соответствии с Уставом Союза одной из форм его деятельности является: «Маркетинг рынка молока и молочной продукции. Разработка и реализации мер, направленных на приведение деятельности недобросовестных конкурентов, в рамки действующих в стране нормативных документов».

Союз производителей цельного молока Рязанской области выступил с инициативой об организации работы по проведению анализа исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» на территории Рязанской области и обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области с ходатайством о привлечении специалистов министерства к работе в составе комиссии по выборочной закупке молочной продукции в магазинах, осуществляющих розничную торговлю на территории региона.

11.05.2012г. Председателем Союза производителей цельного молока Рязанской области подписан Приказ № <…> о создании комиссии для закупки образцов молочной продукции в розничной торговле с привлечением ответственных специалистов министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области».

Приложением № <…> к приказу № <…> утвержден список членов Комиссии для закупки образцов молочной продукции.

30.05.2012г. утвержденной Комиссией в ТД «Барс» была произведена закупка образцов молочной продукции творог 9% дата выработки 29.05.2012г. 1 шт. 180гр. и творог 18% дата выработки 29.05.2012г. 1 шт. 180гр., произведенной ЗАО «Дмитровский молочный завод».

В соответствии с приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ» № <…> отбор проб и подготовка их к испытаниям проводится в соответствии с ГОСТ 3622-68, ГОСТ 26809-86, ГОСТ 13928-84.

Частью 2 статьи 43 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008г. № 1866-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия, в который, в том числе, включен ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу».

В соответствии с пунктом 2.14.2 ГОСТ 26809-86 пробы, направляемые в лабораторию вне завода снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием:  места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты выработки продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы;  даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, отобравших пробу; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.

В представленном акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. не указан номер и объем партии; температура продукта в момент отбора проб; показатели, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукты.

Согласно пункту 2.14.3 ГОСТ 26809-86 пробы молока и молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 ч после их отбора.

Вместе с протоколами испытаний № 1704 и № 1705 представлены отчеты хроматограмм, в которых указаны дата и время проведения анализов проб закупленной молочной продукции.

Анализ  творога м.д.ж. 9% масса нетто 180гр. был проведен 31.05.2012г. в 12:14:09, а творога м.д.ж. 18% масса нетто 180гр. – 31.05.2012г. в 13:19:07.

В акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. указано, что пробы отобраны в 12 часов 20 минут, и направляются в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

По запросу Рязанского УФАС России (от 15.11.2012г. исх.№ 3281ф) ФБУ «Рязанский ЦСМ» копию акта приема образцов (проб) от 30.05.2012г., в котором указано, что полученные образцы доставлены в лабораторию 30.05.2012г. в 12 часов 55 минут.

Таким образом, анализ молочных продуктов был произведен с нарушением требований пункта 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

 В соответствии с пунктом 1.10 ГОСТ 26809-86 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.

Как следует из акта закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г., протоколов испытаний № 1704 и № 1705 от 06.06.2012г. закупка произведена в количестве 2 упаковок (1 упаковка творог м.д.ж. 9% и 1 упаковка творог мд.ж.18%).

Повторный анализ в соответствии положением пункта 1.10 ГОСТ 26809-86 не проводился.

Кроме того, продукция, в отношении которой проводилось исследование, надлежащим образом не идентифицирована, при закупке образцов и исследованиях не определены номера партий продукции.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о невыполнении Союзом производителей цельного молока Рязанской области и Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «Рязанский ЦСМ» комплекса мер, необходимых для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события вменяемого ЗАО «Дмитровский молочный завод» правонарушения и, как следствие, о недоказанности обстоятельств, изложенных в материалах Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (вх.№ 2402 от 23.07.2012г.).

Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЗАО «Дмитровский молочный завод» акта недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Дмитровский молочный завод» нарушения антимонопольного законодательства, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41 и пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу № 295/2012-М/Т прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

stdClass Object ( [vid] => 7465 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 295/2012-М/Т в отношении ЗАО "Дмитровский молочный завод" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7465 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354183555 [changed] => 1370517074 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517074 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 295/2012-М/Т

Резолютивная часть решения оглашена «20» ноября 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Колупаева Е.В., ведущий специалист – эксперт, Грачева Д.В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А. специалист 1-го разряда, в присутствии представителей ЗАО «Дмитровский молочный завод» - <…>, в отсутствии уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (приложение к протоколу заседания Комиссии по рассмотрению дела № 295/2012-М/Т) представителя заинтересованного лица – председателя Союза производителей цельного молока Рязанской области <…>, рассмотрев дело № 295/2012-М/Т по признакам нарушения ЗАО «Дмитровский молочный завод» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес УФАС России по Рязанской области были направлены Министерством экономического развития и торговли Рязанской области для рассмотрения материалы (вх. № 2402 от 23.07.2012г., вх.№ 2772 от 22.08.2012г.) Союза производителей цельного молока Рязанской области, указывающие на признаки недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Дмитровский молочный завод» <…>.

30.05.2012г. в торговом доме «Барс» <…> комиссией в составе представителей Союза производителей цельного молока Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ», проводилась закупка молочной продукции, производимой ЗАО «Дмитровский молочный завод» - творог массовая доля жира 18%, творог массовая доля жира 9%.

В соответствии с актом закупки образцов молочной продукции (от 30.05.2012г.) указанные товары творог массовая доля жира 18% в количестве 1 образца (пачки)  и творог массовая доля жира 9% в количестве 1 образца (пачки), в тот же день был передан в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

После проведения экспертизы Союз производителей цельного молока Рязанской области получил протоколы лабораторных испытаний № 1705 от 06.06.2012г и № 1704 от 06.06.2012г.

По результатам испытаний эксперты установили: исследованный образец по идентификационным признакам не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Содержание массовой доли молочного жира в твороге 18% м.д.ж. и в твороге 9% м.д.ж. - составляет менее 15%.

Из заключения протоколов лабораторных испытаний (№ 1704 от 06.06.2012г; № 1705 от 06.06.2012 г.) следует, что рассматриваемые товары не соответствуют требованиям для данной продукции.

 В соответствии с ГОСТ Р 52096-2003 творог изготавливается из коровьего молока и предназначается для непосредственного использования в пищу.

Массовая доля молочного жира в твороге должна составлять не менее 85%.

Действия ЗАО «Дмитровский молочный завод», связанные с производством и введением в гражданский оборот твороге 18% м.д.ж. и в твороге 9% м.д.ж., которое на самом деле является творожным продуктом, в качестве «творога», является актом недобросовестной конкуренции, так как направлены в получении преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Федеральному Закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции.

ЗАО «Дмитровский молочный завод» в своих объяснениях (от 24.10.2012г. вх.№ 3776; от 24.10.2012г. вх.№ 3770; от 24.10.2012г. вх.№ 3773; от 13.11.2012г. вх.№ 4037) указало следующее.

  1. У лиц проводивших контрольную закупку отсутствуют полномочия на ее проведение. В соответствии со статьями 44 и 45 Закона «О защите прав потребителей» производить контрольные закупки пищевой продукции в целях выявления их качественных показателей предоставлено органам местного самоуправления на территории муниципального округа, общественным объединениям потребителей (союзы, ассоциации). Согласно Положения о правовом статусе отдельных государственных организаций, таким правом наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его региональные подразделения. Нет таких полномочий и у экспертных учреждений осуществляющих лабораторные исследования представленных им образцов на соответствие их качеству ГОСТам и Техническим регламентам, так как они являются независимыми экспертными учреждениями и не должны быть заинтересованных в результатах своих экспертных заключений.
  2. Отсутствие в материалах дела вторичных лабораторных исследований идентичных контрольных образцов и сравнительный анализ их исследования. Требование о необходимости двоичных исследований указано в положении пункта 2.28 СанПиН 2.3.2 1078-01, в котором указано, что при получении неудовлетворительных результатов исследований хотя бы по одному из показателей безопасности, по нему проводят повторные исследования удвоенного объема выборки, взятого из этой партии. Результаты исследования распространяются на всю партию.
  3. В протоколах испытаний № 1704 от 06.06.2012г; № 1705 от 06.06.2012 г. имеются нарушения пунктов 2.14.1, 2.14.2, 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, выслушав доводы представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В г. Уфа 28 февраля 2012 года прошел Всероссийский аграрный форум с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. По итогам работы форума Минсельхозу России было поручено: «Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) провести анализ исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»...».

В рамках совещания от 16 апреля 2012 года у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник «О состоянии рынка молока и молочных продуктов» подразделениям Минсельхоза России дано протокольное поручение №ЕС-24/92 подготовить дорожную карту развития молочного подкомплекса Российской Федерации и предоставлять не реже одного раза в месяц информацию о выполнении мер дорожной карты.

В соответствии с «Дорожной картой» развития молочного подкомплекса Российской Федерации проведение выборочных проверок состава молочной продукции с целью определения в них немолочных жиров поручено Национальному союзу производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).

В регионе членом СОЮЗМОЛОКО является Союз производителей цельного молока Рязанской области. В соответствии с Уставом Союза одной из форм его деятельности является: «Маркетинг рынка молока и молочной продукции. Разработка и реализации мер, направленных на приведение деятельности недобросовестных конкурентов, в рамки действующих в стране нормативных документов».

Союз производителей цельного молока Рязанской области выступил с инициативой об организации работы по проведению анализа исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» на территории Рязанской области и обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области с ходатайством о привлечении специалистов министерства к работе в составе комиссии по выборочной закупке молочной продукции в магазинах, осуществляющих розничную торговлю на территории региона.

11.05.2012г. Председателем Союза производителей цельного молока Рязанской области подписан Приказ № <…> о создании комиссии для закупки образцов молочной продукции в розничной торговле с привлечением ответственных специалистов министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области».

Приложением № <…> к приказу № <…> утвержден список членов Комиссии для закупки образцов молочной продукции.

30.05.2012г. утвержденной Комиссией в ТД «Барс» была произведена закупка образцов молочной продукции творог 9% дата выработки 29.05.2012г. 1 шт. 180гр. и творог 18% дата выработки 29.05.2012г. 1 шт. 180гр., произведенной ЗАО «Дмитровский молочный завод».

В соответствии с приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ» № <…> отбор проб и подготовка их к испытаниям проводится в соответствии с ГОСТ 3622-68, ГОСТ 26809-86, ГОСТ 13928-84.

Частью 2 статьи 43 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008г. № 1866-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия, в который, в том числе, включен ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу».

В соответствии с пунктом 2.14.2 ГОСТ 26809-86 пробы, направляемые в лабораторию вне завода снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием:  места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты выработки продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы;  даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, отобравших пробу; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.

В представленном акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. не указан номер и объем партии; температура продукта в момент отбора проб; показатели, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукты.

Согласно пункту 2.14.3 ГОСТ 26809-86 пробы молока и молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 ч после их отбора.

Вместе с протоколами испытаний № 1704 и № 1705 представлены отчеты хроматограмм, в которых указаны дата и время проведения анализов проб закупленной молочной продукции.

Анализ  творога м.д.ж. 9% масса нетто 180гр. был проведен 31.05.2012г. в 12:14:09, а творога м.д.ж. 18% масса нетто 180гр. – 31.05.2012г. в 13:19:07.

В акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. указано, что пробы отобраны в 12 часов 20 минут, и направляются в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

По запросу Рязанского УФАС России (от 15.11.2012г. исх.№ 3281ф) ФБУ «Рязанский ЦСМ» копию акта приема образцов (проб) от 30.05.2012г., в котором указано, что полученные образцы доставлены в лабораторию 30.05.2012г. в 12 часов 55 минут.

Таким образом, анализ молочных продуктов был произведен с нарушением требований пункта 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

 В соответствии с пунктом 1.10 ГОСТ 26809-86 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.

Как следует из акта закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г., протоколов испытаний № 1704 и № 1705 от 06.06.2012г. закупка произведена в количестве 2 упаковок (1 упаковка творог м.д.ж. 9% и 1 упаковка творог мд.ж.18%).

Повторный анализ в соответствии положением пункта 1.10 ГОСТ 26809-86 не проводился.

Кроме того, продукция, в отношении которой проводилось исследование, надлежащим образом не идентифицирована, при закупке образцов и исследованиях не определены номера партий продукции.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о невыполнении Союзом производителей цельного молока Рязанской области и Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «Рязанский ЦСМ» комплекса мер, необходимых для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события вменяемого ЗАО «Дмитровский молочный завод» правонарушения и, как следствие, о недоказанности обстоятельств, изложенных в материалах Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (вх.№ 2402 от 23.07.2012г.).

Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЗАО «Дмитровский молочный завод» акта недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Дмитровский молочный завод» нарушения антимонопольного законодательства, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41 и пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу № 295/2012-М/Т прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 295/2012-М/Т

Резолютивная часть решения оглашена «20» ноября 2012г.                   

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2012г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Колупаева Е.В., ведущий специалист – эксперт, Грачева Д.В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А. специалист 1-го разряда, в присутствии представителей ЗАО «Дмитровский молочный завод» - <…>, в отсутствии уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (приложение к протоколу заседания Комиссии по рассмотрению дела № 295/2012-М/Т) представителя заинтересованного лица – председателя Союза производителей цельного молока Рязанской области <…>, рассмотрев дело № 295/2012-М/Т по признакам нарушения ЗАО «Дмитровский молочный завод» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес УФАС России по Рязанской области были направлены Министерством экономического развития и торговли Рязанской области для рассмотрения материалы (вх. № 2402 от 23.07.2012г., вх.№ 2772 от 22.08.2012г.) Союза производителей цельного молока Рязанской области, указывающие на признаки недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Дмитровский молочный завод» <…>.

30.05.2012г. в торговом доме «Барс» <…> комиссией в составе представителей Союза производителей цельного молока Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ», проводилась закупка молочной продукции, производимой ЗАО «Дмитровский молочный завод» - творог массовая доля жира 18%, творог массовая доля жира 9%.

В соответствии с актом закупки образцов молочной продукции (от 30.05.2012г.) указанные товары творог массовая доля жира 18% в количестве 1 образца (пачки)  и творог массовая доля жира 9% в количестве 1 образца (пачки), в тот же день был передан в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

После проведения экспертизы Союз производителей цельного молока Рязанской области получил протоколы лабораторных испытаний № 1705 от 06.06.2012г и № 1704 от 06.06.2012г.

По результатам испытаний эксперты установили: исследованный образец по идентификационным признакам не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Содержание массовой доли молочного жира в твороге 18% м.д.ж. и в твороге 9% м.д.ж. - составляет менее 15%.

Из заключения протоколов лабораторных испытаний (№ 1704 от 06.06.2012г; № 1705 от 06.06.2012 г.) следует, что рассматриваемые товары не соответствуют требованиям для данной продукции.

 В соответствии с ГОСТ Р 52096-2003 творог изготавливается из коровьего молока и предназначается для непосредственного использования в пищу.

Массовая доля молочного жира в твороге должна составлять не менее 85%.

Действия ЗАО «Дмитровский молочный завод», связанные с производством и введением в гражданский оборот твороге 18% м.д.ж. и в твороге 9% м.д.ж., которое на самом деле является творожным продуктом, в качестве «творога», является актом недобросовестной конкуренции, так как направлены в получении преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Федеральному Закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции.

ЗАО «Дмитровский молочный завод» в своих объяснениях (от 24.10.2012г. вх.№ 3776; от 24.10.2012г. вх.№ 3770; от 24.10.2012г. вх.№ 3773; от 13.11.2012г. вх.№ 4037) указало следующее.

  1. У лиц проводивших контрольную закупку отсутствуют полномочия на ее проведение. В соответствии со статьями 44 и 45 Закона «О защите прав потребителей» производить контрольные закупки пищевой продукции в целях выявления их качественных показателей предоставлено органам местного самоуправления на территории муниципального округа, общественным объединениям потребителей (союзы, ассоциации). Согласно Положения о правовом статусе отдельных государственных организаций, таким правом наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его региональные подразделения. Нет таких полномочий и у экспертных учреждений осуществляющих лабораторные исследования представленных им образцов на соответствие их качеству ГОСТам и Техническим регламентам, так как они являются независимыми экспертными учреждениями и не должны быть заинтересованных в результатах своих экспертных заключений.
  2. Отсутствие в материалах дела вторичных лабораторных исследований идентичных контрольных образцов и сравнительный анализ их исследования. Требование о необходимости двоичных исследований указано в положении пункта 2.28 СанПиН 2.3.2 1078-01, в котором указано, что при получении неудовлетворительных результатов исследований хотя бы по одному из показателей безопасности, по нему проводят повторные исследования удвоенного объема выборки, взятого из этой партии. Результаты исследования распространяются на всю партию.
  3. В протоколах испытаний № 1704 от 06.06.2012г; № 1705 от 06.06.2012 г. имеются нарушения пунктов 2.14.1, 2.14.2, 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, выслушав доводы представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В г. Уфа 28 февраля 2012 года прошел Всероссийский аграрный форум с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. По итогам работы форума Минсельхозу России было поручено: «Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) провести анализ исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»...».

В рамках совещания от 16 апреля 2012 года у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник «О состоянии рынка молока и молочных продуктов» подразделениям Минсельхоза России дано протокольное поручение №ЕС-24/92 подготовить дорожную карту развития молочного подкомплекса Российской Федерации и предоставлять не реже одного раза в месяц информацию о выполнении мер дорожной карты.

В соответствии с «Дорожной картой» развития молочного подкомплекса Российской Федерации проведение выборочных проверок состава молочной продукции с целью определения в них немолочных жиров поручено Национальному союзу производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).

В регионе членом СОЮЗМОЛОКО является Союз производителей цельного молока Рязанской области. В соответствии с Уставом Союза одной из форм его деятельности является: «Маркетинг рынка молока и молочной продукции. Разработка и реализации мер, направленных на приведение деятельности недобросовестных конкурентов, в рамки действующих в стране нормативных документов».

Союз производителей цельного молока Рязанской области выступил с инициативой об организации работы по проведению анализа исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» на территории Рязанской области и обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области с ходатайством о привлечении специалистов министерства к работе в составе комиссии по выборочной закупке молочной продукции в магазинах, осуществляющих розничную торговлю на территории региона.

11.05.2012г. Председателем Союза производителей цельного молока Рязанской области подписан Приказ № <…> о создании комиссии для закупки образцов молочной продукции в розничной торговле с привлечением ответственных специалистов министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области».

Приложением № <…> к приказу № <…> утвержден список членов Комиссии для закупки образцов молочной продукции.

30.05.2012г. утвержденной Комиссией в ТД «Барс» была произведена закупка образцов молочной продукции творог 9% дата выработки 29.05.2012г. 1 шт. 180гр. и творог 18% дата выработки 29.05.2012г. 1 шт. 180гр., произведенной ЗАО «Дмитровский молочный завод».

В соответствии с приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории ФБУ «Рязанский ЦСМ» № <…> отбор проб и подготовка их к испытаниям проводится в соответствии с ГОСТ 3622-68, ГОСТ 26809-86, ГОСТ 13928-84.

Частью 2 статьи 43 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008г. № 1866-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия, в который, в том числе, включен ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу».

В соответствии с пунктом 2.14.2 ГОСТ 26809-86 пробы, направляемые в лабораторию вне завода снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием:  места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты выработки продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы;  даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, отобравших пробу; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.

В представленном акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. не указан номер и объем партии; температура продукта в момент отбора проб; показатели, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукты.

Согласно пункту 2.14.3 ГОСТ 26809-86 пробы молока и молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 ч после их отбора.

Вместе с протоколами испытаний № 1704 и № 1705 представлены отчеты хроматограмм, в которых указаны дата и время проведения анализов проб закупленной молочной продукции.

Анализ  творога м.д.ж. 9% масса нетто 180гр. был проведен 31.05.2012г. в 12:14:09, а творога м.д.ж. 18% масса нетто 180гр. – 31.05.2012г. в 13:19:07.

В акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г. указано, что пробы отобраны в 12 часов 20 минут, и направляются в лабораторию ФБУ «Рязанский ЦСМ».

По запросу Рязанского УФАС России (от 15.11.2012г. исх.№ 3281ф) ФБУ «Рязанский ЦСМ» копию акта приема образцов (проб) от 30.05.2012г., в котором указано, что полученные образцы доставлены в лабораторию 30.05.2012г. в 12 часов 55 минут.

Таким образом, анализ молочных продуктов был произведен с нарушением требований пункта 2.14.3 ГОСТ 26809-86.

 В соответствии с пунктом 1.10 ГОСТ 26809-86 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.

Как следует из акта закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012г., протоколов испытаний № 1704 и № 1705 от 06.06.2012г. закупка произведена в количестве 2 упаковок (1 упаковка творог м.д.ж. 9% и 1 упаковка творог мд.ж.18%).

Повторный анализ в соответствии положением пункта 1.10 ГОСТ 26809-86 не проводился.

Кроме того, продукция, в отношении которой проводилось исследование, надлежащим образом не идентифицирована, при закупке образцов и исследованиях не определены номера партий продукции.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о невыполнении Союзом производителей цельного молока Рязанской области и Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «Рязанский ЦСМ» комплекса мер, необходимых для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события вменяемого ЗАО «Дмитровский молочный завод» правонарушения и, как следствие, о недоказанности обстоятельств, изложенных в материалах Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (вх.№ 2402 от 23.07.2012г.).

Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЗАО «Дмитровский молочный завод» акта недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Дмитровский молочный завод» нарушения антимонопольного законодательства, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41 и пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу № 295/2012-М/Т прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 295/2012-М/Т [format] => [safe_value] => 295/2012-М/Т ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-28 10:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-28 10:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354183555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Рязанское УФАС России )