В спорах рождается истина?

В спорах рождается истина?

Государственный и муниципальный заказ, защита от недобросовестных конкурентов, правильное ведение рекламной деятельности – это те вопросы, с которыми мы сталкиваемся чуть ли не на каждом шагу. Согласитесь, сегодня знание антимонопольного законодательства стало одним из главных в жизни любого предпринимателя.

На сайте УФАС России по Рязанской области опубликован отчет о деятельности регионального ведомства за 2010 год. Согласно приведенной там статистике, в прошлом году в 1,5 раза увеличилось количество заявлений, связанных с фактами недобросовестной конкуренции. Причем многие из них связаны с фактами нарушения со стороны органов власти. Что интересно, и в сфере размещения госзаказов основная часть нарушений (70%) обусловлена действиями заказчика. Мы встретились с руководителем Рязанского УФАС России Владимиром Луканцовым, который ответил на несколько вопросов, волнующих предпринимательское сообщество города.

– На официальном сайте ФАС России есть раздел «Реестр недобросовестных поставщиков». На основании чего туда заносятся предприятия и индивидуальные предприниматели? Присутствуют ли там рязанские компании?

– Если хозяйствующий субъект – победитель конкурса, аукциона или проводимого запроса котировок ненадлежащим образом исполняет условия контракта или уклоняется от его заключения, то по представлению заказчика он может попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Нахождение в данном реестре фактически лишает хозяйствующий субъект права в течение 2 лет участвовать в размещении государственных и муниципальных заказов. По истечении этого срока дисквалификация автоматически заканчивается, и субъекту возвращается это право. В 2010 году Рязанское УФАС рассмотрело 15 представлений заказчиков о включении рязанских предприятий в реестр недобросовестных поставщиков. К сожалению, такие представления к нам поступают с завидной регулярностью. Иногда мы принимаем решение о признании данного представления правомерным и удовлетворяем его – вносим участника размещения заказа в реестр, но бывают случаи, когда мы не соглашаемся с представлением. Буквально на прошлой неделе у нас такая ситуация возникла с представлением одного из региональных министерств (с текстом итогового решения можно ознакомиться на официальном сайте управления). Основание было следующее: «победитель уклоняется от заключения госконтракта». Мы рассмотрели представление и установили, что те документы, которые нам были представлены, не дают основания говорить о том, что заказчик надлежащим образом исполнил требования закона о передаче проекта государственного контракта победителю. А это его прямая обязанность. В конечном счете, мы признали представление необоснованным. Теперь необходимо довести это дело до конца: должно последовать наказание тех лиц, которые допустили возникновение такой ситуации, и привлечение их к административной ответственности.

– Какие нарушения в сфере размещения госзаказа встречаются чаще всего?

– Во-первых, нарушения происходят в действиях конкурсных, аукционных и котировочных комиссий – по неправомерному допуску либо отказу в допуске тем или иным участникам торгов. А во-вторых, это нарушения со стороны заказчиков, и их подавляющее большинство.

Сейчас активно обсуждается вопрос об изменении законодательства о размещении заказов, и идут жаркие дискуссии – какие необходимы изменения. Один из путей реформирования законодательства, регулирующего эти правоотношения, – введение федеральной контрактной системы, причем ключевой посыл такого пути реформирования состоит в том, чтобы законодательство о размещении заказов регулировало не только процедуру отбора, но и полностью размещение заказов – от извещения до окончательного исполнения. Есть разные мнения. Мы часто слышим высказывания о том, что нынешний закон несовершенен, поскольку, раз проводится аукцион, то акцент – на ценовую сторону. При этом качество – вторично. Мы не можем в полной мере согласиться с этим утверждением. Действующее законодательство совершенно четко устанавливает, что определять характеристики товара, необходимого заказчику для удовлетворения его потребностей, – обязанность самого заказчика. Считаем необходимым подчеркнуть: не право, а обязанность. Но зачастую заказчики идут по пути наименьшего сопротивления, не четко прописывая в документации требования к закупаемому товару, работам или услугам. Не так давно были совершенно анекдотичные случаи. Заказчики указывали, что им необходим автомобиль, легковой, по цене не выше «такой-то». Позже выяснялось, что они имели в виду иномарку, а им участники размещения заказа предлагали «Жигули». И заказчик был вынужден заключать этот контракт, потому что участник торгов со своей заявкой полностью отвечал условиям заказа. «Жигули» – легковой автомобиль с заявленной условиями заказа стоимостью. То есть заказчик не посчитал для себя нужным проработать и указать характеристики товара, которые ему необходимы для удовлетворения его потребностей. Законодательство о размещении заказов даже в его нынешнем виде, по нашему глубокому убеждению, содержит все необходимые нормы, позволяющие заказчику получить тот товар, который в полной мере удовлетворяет его потребностям и по характеристикам, и по качеству.

Что же касается основных нарушений со стороны заказчиков… Чаще всего они связаны с тем, что порой заказ формируется под конкретного производителя, тем самым ограничивая конкуренцию на рынке.

– Насколько мне известно, у вас есть план выездных проверок, который находится в открытом доступе. Но там нет заказчиков государственного и муниципального заказа. Как они проводятся и много ли нарушений выявляется?

– Исходя из действующего законодательства размещения государственных и муниципальных заказов, мы не обязаны плановые проверки заказчиков – федеральных бюджетополучателей согласовывать с прокуратурой. Поэтому у управления нет обязанности размещать в открытом доступе план проверок этой категории, и мы информацию о них до широкой общественности не доводим. Но внутренний план проверок, конечно, существует. Что касается нарушений в целом: да, их по-прежнему много – и в сфере антимонопольного законодательства, и в сфере размещения заказов, и в законодательстве о рекламе. Мы замечаем, что подавляющее количество нарушений в сфере размещения заказов, да и в сфере антимонопольного контроля происходит в муниципальных образованиях области. К сожалению, до сих пор на муниципальном уровне приходится говорить об очень низком уровне правовой культуры. Что самое странное: в органах местного самоуправления встречаются такие нарушения, которые просто не укладываются в понятие «здравый смысл». Можно быть абсолютно неграмотным в области антимонопольного законодательства, но, руководствуясь просто здравым смыслом, должностное лицо муниципалитета должно понимать, что, например, предоставлять имущество по принципу «кому захотел, тому дал» – нельзя. По закону такое невозможно без проведения конкурентных процедур или согласия антимонопольного органа. Тем не менее, мы с этим сталкиваемся сплошь и рядом при проверке наших муниципальных образований.

– На сайте УФАС выложен проект Программы развития конкуренции на 2010-2012 годы. Он еще не принят?

– Программа находится в стадии реализации. Она построена по отраслевому принципу. Это некие рубежи, которые необходимо достичь в различных отраслях экономики региона. Документ регламентирует, какие меры нужно предпринимать для достижения целей экономического развития региона. Это и меры по снижению административных барьеров и иные меры регулирования, например, тарифные. Программа направлена на улучшение показателей в тех или иных отраслях путем улучшения конкурентной среды и создания более благоприятных условия для развития предпринимательства.

– Кто занимается реализацией этой Программы?

– Программа региональная, утверждена областным правительством. Мы принимали участие в разработке той части, которая связана с нашими прямыми обязанностями и функциями – контролем и надзором в целях защиты конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов власти.

– За прошлый год ваши специалисты выявили увеличение количества нарушений на рынке газа и электроэнергии. А как вообще ведут себя естественные монополии в Рязанской области?

– Недавно я принимал участие в совещании ФАС России, где рассматривалась ситуация, связанная с естественными монополиями. У меня была возможность сравнить нашу ситуацию, количество и состав дел, которые ведем мы, с аналогичными в других регионах. Хочу сказать, что все примерно одинаково – и нарушения однотипные, и их количество, в среднем, тоже равное. Наша область в этом плане не лучше и не хуже остальных в России.

– На вашем сайте каждую неделю размещается информация по мониторингу цен на автомобильное топливо… Почему этой теме уделяется столь пристальное внимание?

– Это поручение Центрального аппарата ФАС России. Мы публикуем на сайте данные мониторинга еженедельно, а проводим его ежедневно, включая выходные дни.

– С чем это связано?

– Это обусловлено социальной и экономической значимостью ситуации с ценами на автомобильный бензин и дизельное топливо, и задача недопущения и предотвращения нарушений в этой сфере занимает одно из ведущих мест в повестке дня  работы антимонопольных органов. Наша задача – отслеживать динамику цен и ситуацию на рынке. На сегодняшний день мы установили, что цена на этом рынке и ее изменения обусловлены отнюдь не действиями участников рынка, зарегистрированными на территории области. Существуют три уровня этого рынка – крупный опт, мелкий опт и розница. Крупный опт – вертикально-интегрированные нефтяные компании, в том числе ТНК-ВР, «Лукойл» и т.д., всего их 13. Мелкий опт на территории области представлен, в частности, компанией «Рязаньнефтепродукт», занимающей доминирующее положение. На розничном рынке региона в настоящее время нет хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение, то есть нет таких, которым доля рынка позволила бы в одностороннем порядке влиять на цены и иные условия обращения товара.

Наша задача – отследить два главных момента. Первое – есть ли злоупотребления доминирующим положением. На уровне мелкооптовой торговли мы отслеживаем, в первую очередь, действия «Рязаньнефтепродукта». На сегодняшний день наш анализ показывает: нарушений со стороны общества «Рязаньнефтепродукт» нет.

На розничном рынке невозможны злоупотребления доминирующим положением, поскольку доминанты нет, но здесь возможен сговор. Что это такое? Простой пример: есть две АЗС, расположенных недалеко друг от друга. Если они одновременно и экономически необоснованно повысили цену на какой-то товар, эти действия конкурентов можно квалифицировать как незаконный сговор вне зависимости от занимаемой ими доли рынка.

Повышение цен на нефтепродукты происходит на уровне крупного опта, именно поэтому Председатель Правительства РФ Владимир Путин и встречался с руководителями нефтяных компаний. После этой встречи и было принято решение о снижении цен.

– Сейчас разрабатывается так называемый «третий антимонопольный пакет» поправок в законодательство. Ждать ли важных изменений?

– Антимонопольное законодательство требует постоянного обновления. Меняется экономическая ситуация и накапливаемся правоприменительная практика. Закон – это механизм регулирования конкурентных отношений на рынке и механизм применения антимонопольным органом своих полномочий. Цель новаций – в детализации тех или иных дефиниций, чтобы избежать двусмысленностей, двояких толкований и усовершенствовать механизм защиты конкуренции.