Протокол №1
ПРОТОКОЛ № 1
заседания Экспертного Совета по закупкам
при Рязанском УФАС России
г. Рязань 22 сентября 2016 года
Присутствовали:
1 |
Гребнев Юрий Николаевич |
председатель Совета, руководитель УФАС по Рязанской области |
2 |
Евсиков Алексей Анатольевич. |
заместитель председателя Совета, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок |
3 |
Ерошина Яна Андреевна |
заместитель председателя Совета, заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и взаимодействия со средствами массовой информации |
4 |
Агафонов Александр Александрович |
советник ректора ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России |
5 |
Акинин Михаил Викторович |
директор МКУ города Рязани «МЦТ» |
6 |
Анохов Алексей Владимирович |
заместитель директора по экономике и финансам МУП «РМПТС» |
7 |
Ефанов Денис Викторович |
заместитель главы администрации – начальник Отдела по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район |
8 |
Козубов Сергей Анатольевич |
начальник управления автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области |
9 |
Косыч Юлия Александровна |
директор ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» |
10 |
Королева Татьяна Викторовна |
начальник отдела по регламентированным закупкам АО «Государственный Рязанский приборный завод» |
11 |
Попов Андрей Валерьевич |
помощник директора по материально-техническому обеспечению АО «360 Авиационный ремонтный завод» |
12 |
Ушатикова Наталья Александровна |
секретарь Совета, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля органов власти Рязанского УФАС России |
13 |
Яковлева Оксана Михайловна |
специалист-эксперт отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и взаимодействия со средствами массовой информации Рязанского УФАС России |
14 |
Мордвинова Екатерина Вячеславовна |
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и взаимодействия со средствами массовой информации Рязанского УФАС России |
15 |
Кожевникова Татьяна Сергеевна |
специалист-эксперт отдела контроля закупок Рязанского УФАС России |
16 |
Баранова Мария Викторовна |
специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля органов власти Рязанского УФАС России |
Повестка дня заседания:
1. Об организации Совета
2. Об актуальных вопросах применения законодательства о закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ)
3. О проблемных вопросах применения нормативных правовых актов, касающихся установления условий, запретов и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств
4. Об ответственном органе за представление разъяснений юридическим и физическим лицам положений закона о контрактной системе
Слушали:
Гребнев Ю.Н.: Открыл заседание Экспертного Совета, приветствовал участников, объявил о порядке отбора (включения) членов настоящего Совета в его состав, указал о возможном изменении впоследствии состава Совета. Обратил внимание членов Совета на то, что цели и задачи Совета изложены в Положении о работе Экспертного Совета.
Озвучил основные моменты закупок, как в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На обозрение представлена презентация по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Прослеживается закономерность между установлением заказчиками требований к товару и отбором участников (допуском заявки) до следующего этапа. Акцент, в данном случае делается на изменяющуюся судебную практику.
В частности было озвучено, что комиссии по отбору иногда формально подходят к процедуре отбора, не вдаваясь в подробности конкретных показателей. Показатели должны соответствовать либо ГОСТам либо техническим регламентам. Недопустимо устанавливать показатели, которые вводят участников в заблуждение и не соответствуют терминологии ГОСТов, техническим регламентам и соответственно отказывать в дальнейшем участии в закупке по данным основаниям также недопустимо.
Кроме того, заказчиками устанавливаются такие показатели, которые невозможно проконтролировать.
Относительно закупок, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», докладчик пояснил, что заказчики иногда не конкретизируют критерии оценок и сопоставления заявок, в результате чего комиссии по закупкам получают слишком широкую свободу усмотрения при принятии решений, отнесенных к их компетенции.
Уточнено, что у некоторых заказчиков в Положении о закупках отсутствует обязательное требование о том, что договор по результатам закупок может быть заключен не ранее 10 дней с момента подведения итогов закупки.
Агафонов А.А.: В настоящее время можно найти любые решения судов с совершенно противоречивой практикой.
Косыч Ю.А.: Обозначила актуальность закупки товаров в связи с введением национального режима в РФ. По мнению докладчика постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» влечет своей целью ограничить поставку товаров, происходящих из других государств нежели из государств членов евразийского экономического союза. Но существуют и проблемы, например, терминология, что значит «заказчик отбирает», если эта функция принадлежит комиссии? Организационные моменты для получения документов, подтверждающих производителя товара. Кроме того, существует проблема с возвратом обеспечения заявок. Отклонение заявок также имеет свои нюансы, поскольку нет основного элемента – документа подтверждающего производителя товара.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участник должен четко указывать страну происхождения по классификатору.
Вторая проблема, каким образом необходимо подтверждать производителя (просто декларация или что-то иное)?
Евсиков А.А.: По медицинским товарам уже есть разъяснения. По 832 постановлению Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 № 832 таких разъяснений нет.
Разграничение товаров недопустимо, т.е. заказчик должен формировать лот исходя из того перечня, который установлен постановлением. Декларирование в произвольной форме. Страна – по классификатору.
Акинин М.В.: Тенденции закупок идут в направлении применения норм права, никакого формализма в наших действиях быть не может, поскольку соответствуют требованиям закона. Существует иная судебная практика, в которой суды ориентируют комиссию на проверку по той нормативной базе, которая существует.
Агафонов А.А.: Основной момент касается того, что ФАС обязано давать разъяснения. Вместе с тем, ФАС теперь не исполняет этого, ссылаясь на мнение Минэкономразвития, которое не наделено этими правами.
Предложил: Делегировать полномочия Минэкономразвитию либо самому ФАС давать разъяснения.
Гребнев Ю.Н.: Пояснил, что аутентичное толкование правовых норм может быть дано только тем органом, который издал указанный нормативный акт. Если же речь идет о легальном толковании, то в данном случае необходимо внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и определить тот орган, которым таким правом будет обладать.
Предложил направлять в Рязанское УФАС России вопросы по следующей повестке заседания.
Решили:
1. Предложить обратиться к субъекту законодательной инициативы о внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми будет определен федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, который получит право легального (делегированного) толкования данного закона.
2. Включить в повестку дня следующего заседания Совета рассмотрение проблемных вопросов, связанных с отклонением комиссиями заявок участников закупки.
Председатель Ю.Н. Гребнев
Секретарь Н.А. Ушатикова
Дата проведения Совета:
22 сентября 2016, 11:00
Малый конференц-зал
ГБУК РО «Библиотека им. Горького»
г. Рязань, ул. Ленина, д. 52