Вопросы и ответы, полученные в ходе проведения публичных обсуждений

ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Как антимонопольный орган относится к опыту других стран, где  в целях уменьшения монополизации региональных продовольственных рынков со стороны федеральных торговых сетей ограничили работу крупных супермаркетов в выходные дни?

Ответ: По нашему мнению инфраструктура малого бизнеса, который мог бы заместить большие супермаркеты в выходные дни, в нашей стране пока развита слабо. Скорее всего, в данном случае мы столкнемся больше с «раздражением» со стороны граждан, которые будут против закрытия магазинов, например, в воскресенье.

Однако задача о демонополизации торговых сетей в регионах поставлена, соответствующие предложения разрабатывает Министерство промышленности и торговли РФ.

 

Вопрос: В настоящее время в Госдуму внесен законопроект о включении транспортно-пересадочных узлов в перечень объектов концессионных соглашений. Предлагается внести в статью 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» изменение, в соответствии с которым в перечне объектов концессионных соглашений появится данный новый объект.

Какова позиция ФАС по данному вопросу?

Ответ: Антимонопольная служба поддерживает данный законопроект. Считаем, что частные компании смогут справиться с решением задачи, связанной с нехваткой объектов инфраструктуры не хуже, чем государство.

В условиях конкуренции в данной сфере качество услуг для потребителей должно стать более высоким, что повлечет за собой создание новых объектов инфраструктуры, необходимых населению.

 

Вопрос: Будет ли принят федеральный закон, предусматривающий унификацию и систематизацию законодательства в регулируемых сферах деятельности, утверждающий единый порядок принятия тарифных решений?

Ответ: К сожалению, закон о естественных монополиях не решил задачу регулирования цен. В нем многие нормы не работают из-за внутренних противоречий подзаконных актов, большинство тарифных решений принимаются в ручном режиме.

Сейчас тарифы естественных монополий регулируются по отраслям, единых принципов нет, подходы отличаются – одни и те же затраты в зависимости от отрасли могут то включаться, то не включаться в тариф (например, на добровольное медстрахование и пенсионное обеспечение), где-то определено целевое расходование амортизации (электроэнергетика), где-то нет (вода, тепло).

В настоящее время ФАС России разработан законопроект об основах тарифного регулирования в России, который уже получил одобрение в Правительстве, документ проходит процедуру согласования.

В данном законопроекте определены все основополагающие правила формирования тарифов: что должно всегда включаться в себестоимость, а что никогда не должно в неё включаться, где будут введены нормативы и каким образом.

Новый закон должен защитить интересы потребителей и соблюсти интересы регулируемых компаний. Один из главных принципов – долгосрочность тарифов, в законопроекте предложено устанавливать их на три года в первый раз, а затем и на пять лет.

  • Достаточно ли при публикации извещения о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка указать о наличии у организатора торгов технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо необходимо осуществлять публикацию содержания самих технических условий?
  • Ответ на данный вопрос содержится в пункте 4 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ, где указано, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения.  Исключение составляют случаи, если основной вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает строительство здания, сооружения, а также если проводится аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Таким образом, включение в извещение информации лишь о наличии технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не может считаться надлежащим исполнением обязанностей, возложенных частью 21 статьи 39.11 ЗК РФ на организатора торгов, равно как и не включение каких-либо сведений из числа обязательных в состав извещения.

Следует отметить, что в настоящее время это одна из наиболее типичных ошибок организатора торгов

  • Я арендую офис, оплачиваю Интернет, которым пользуюсь в режиме принятия и отправления почты и банк-клиент. Оплачиваю абонентскую плату и плату за превышение лимита по трафику. Провайдер поднимает абонентскую плату в 7 раз и я должна принять их условия или отказаться от Интернета, что в моей работе невозможно. По сути, у меня нет выбора. Насколько правомерна такая политика - заключать арендодателю с провайдером эксклюзивный договор? Получается, что мне навязывают сервис, в котором я не нуждаюсь. Но отказаться от него я не вправе. Насколько это законно?
  • На отношения между арендатором офисного помещения и арендодателем по вопросу предоставления услуг доступа в Интернет не распространяются нормы статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Указанная норма закона применима только в случае, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке того товара, где имеет место предполагаемое злоупотребление. Арендодатель как собственник объекта недвижимости и арендатор – абонент интернет-провайдера являются участниками товарного рынка аренды объектов недвижимости, географические границы которого не ограничиваются объектом недвижимости арендодателя и, в силу этого, он не занимает на нем доминирующего положения. При указанных обстоятельствах все условия обеспечения арендаторов услугами, в том числе услугами связи, определяются собственником сдаваемых в аренду объектов недвижимости, в том числе в договоре аренды. Кроме того, при развитии беспроводных технологий услуги доступа в Интернет можно получить у иных интернет-провайдеров, цены которых могут быть значительно ниже устанавливаемых обслуживающим Ваш офис оператором связи.

 

Вопрос: Может ли лицо, не подававшее заявку на участие в закупке по 223-ФЗ, обжаловать положения закупочной документации?

Ответ: В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 505-ФЗ в нормы об обжаловании действий (бездействия) заказчика, лицо, не подававшее заявку на участие в закупке, имеет право обжаловать положения аукционной документации. Однако если такая жалоба подана после срока окончания подачи заявок, то она подлежит оставлению без рассмотрения.

 

Вопрос: Имеет ли право Заказчик отказаться от договора технологического присоединения к электрическим сетям в одностороннем порядке?

Ответ: Заказчик вправе отказаться от договора технологического присоединения к электрическим сетям в одностороннем порядке. Отсутствие в договоре и специальных нормативных актах указания на возможность немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора не означает, что такого права у заказчика нет.

Такую позицию выразил Верховный суд в Определении ВС РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016.

ВС РФ пришел к выводу, что договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг. Следовательно, к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются общие положения об обязательствах и о договорах, а также нормы о договоре возмездного оказания услуг.

ВС РФ обратил внимание на парадоксальную ситуацию, которая может возникнуть в случае иного толкования положений специального регулирования: заказчик утратил интерес к строительству объекта, который планировалось присоединить к электрической сети сетевой организации, однако он не сможет прекратить договорные отношения с сетевой организацией и минимизировать свои убытки как в виде платы за технологическое присоединение, так и в виде предусмотренной договором ответственности за неисполнение обязательств по договору.

 

Вопрос: Подлежит ли государственному регулированию плата за техприсоединение к сетям газораспределения и (или) газопотребления?

Ответ: Государственному регулированию подлежит только плата за технологическое присоединение к сетям газораспределительной организации. Порядок определения платы регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 30.01.2018) "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».

При определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.

Газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

При присоединении к сетям газораспределения и (или) газопотребления, собственник которых не имеет статус газораспределительной организации, стоимость данного присоединения осуществляется в гражданско-правовом порядке.

 

 

Вопрос: Единая теплоснабжающая организация обратилась к заводу с просьбой выдать разрешение на подключение общежития к тепловым сетям от котельной, принадлежащей заводу. Подлежит ли в данном случае государственному регулированию плата за подключение к системе теплоснабжения?

Ответ: В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит государственному регулированию.

В соответствии с частью 3 статьи 8 данного закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Таким образом, в данном случае соответствующий размер платы за подключение не может быть самостоятельно установлен заводом, а должен быть утвержден РЭКом.

 

Вопрос: Специализированная организация на основании договоров на выполнение работ, оказание услуг по газификации объекта установило газовые счетчики в жилых домах, после чего обратилась в газоснабжающую организацию с просьбой произвести опломбирование газовых счетчиков. Газоснабжающая организация отказалась произвести данные действия по причине непредставления заверенных копий договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), заключенных между компанией и потребителями – гражданами. Правомерно ли это?

Ответ: В данном случае действия газоснабжающей организации, выразившиеся в необоснованном уклонении от осуществления действий по опломбированию приборов учета газа, могут нарушать часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако для этого необходимо установить наличие доминирующего положения такой газоснабжающей организации на рынке поставки газа.

 

Вопрос: В каких границах, на каком расстоянии от подключаемого объекта  элекросетевая организация обязана выполнить технологическое присоединение к электрическим сетям?

Ответ: В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с пп. а пункта 25 (1) Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и 14 (физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику настоящих Правил, должны быть указаны:

- точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

Действия сетевой организации, выразившиеся в предоставлении заявителю технических условий с указанием точки подключения за пределами границ его земельного участка являются незаконными и содержат в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Вопрос: Согласно Правилам технологического присоединения к электрическим сетям (Постановление Правительства №861) технологические условия выдаются одновременно с проектом соответствующего договора. Как администрации размещать информацию о технологических условиях (при проведении конкурса на аренду земельных участков), не зная параметров присоединяемого объекта (мощность, расстояние и т.п.)?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения. 

Исключение составляют случаи, если основной вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает строительство здания, сооружения, а также если проводится аукцион на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Таким образом, если установленный в отношении земельного участка вид разрешенного использования предусматривает строительство здания, сооружения, наличие технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения, в том числе к электрическим сетям, в силу требований пункта 4 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ относится к числу обязательных сведений, входящих в состав извещения о проведении аукциона. Размещение данных сведений в полном объеме – обязанность организатора торгов.

В числе сведений, которые нужно указать в составе технических условий, перечислены:

- предельная свободная мощность существующих сетей,

- максимальная нагрузка,

-  срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,

- срок действия технических условий,

-  плата за подключение.

Таким образом, в пункте 4 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ перечислены такие величины, которые не зависят от индивидуальной потребности лица, желающего участвовать в аукционе и впоследствии заключить договор технологического присоединения к электрическим сетям.

Каждый потенциальный участник должен иметь полное представление о предмете аукциона и о размерах дополнительных расходов, который он понесет впоследствии, в том числе при получении технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям, и на основании данных сведений  принять решение об участии в аукционе.

 

Вопрос: Администрация городского округа предоставила предпринимателю и предприятию, действующим на одном товарном рынке и осуществляющим одинаковый вид деятельности, в аренду части одного земельного участка с единым видом разрешенного использования. При этом арендная плата для предпринимателя за 1 кв. м в несколько раз превышает аналогичный показатель для предприятия. Могут ли подобные действия быть признаны дискриминационными в нарушение законодательства о конкуренции?

Ответ: Действия администрации нарушают законодательство о конкуренции и приводят к созданию дискриминационных условий, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под соглашением в том числе понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Из п. п. 7, 8 ст. 4 Закона N 135-ФЗ следует:

- конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Одним из Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Основные принципы определения арендной платы), является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Как следует из Письма ФАС России от 08.08.2012 N ИА/25392, нарушение этого принципа может привести к созданию дискриминационных условий в отношении арендаторов, заключивших договоры аренды земельных участков.

Таким образом, рассматриваемые действия администрации нарушают законодательство о конкуренции, а именно: п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ в части создания дискриминационных условий, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 

Вопрос: Администрацией муниципального образования на основании проведенных торгов заключен с организацией договор аренды сроком не на пять лет (как было указано в конкурсной документации), а на шесть.

Могут ли указанные действия администрации муниципального образования квалифицироваться антимонопольным органом как действия, которые приводят к ограничению конкуренции, если такие действия не входят в предусмотренный ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" перечень?

Ответ: Заключение администрацией муниципального образования по результатам торгов договора аренды сроком не на пять лет (как было указано в конкурсной документации), а на шесть может быть квалифицировано антимонопольным органом как нарушение, приводящее к ограничению конкуренции.

На основании п. п. 7, 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ предусмотрен перечень запретов на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России.

Установленные в ст. 15 Закона N 135-ФЗ запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе и заключение договора аренды на срок, превышающий срок, установленный в документации об аукционе (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.02.2014 по делу N А29-1055/2013).

На основании изложенного действия администрации муниципального образования, которые не входят в предусмотренный ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ перечень, могут квалифицироваться антимонопольным органом как могущие привести к ограничению конкуренции. К таким действиям может быть отнесено заключение администрацией муниципального образования на основании проведенных торгов с организацией договора аренды сроком не на пять лет (как было указано в конкурсной документации), а на шесть.

 

 

Вопрос: Можно ли исключить сведения в отношении Заявителя из реестра недобросовестных поставщиков (далее – Реестр) до истечения срока нахождения сведений в отношении Заявителя в Реестре?

Ответ: В соответствии с частью 9 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), информация о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) исключается из Реестра по истечении двух лет с даты ее включения в Реестр, а до истечения указанного срока - на основании решения суда. В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе решение о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в Реестр может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. При этом, если решение ФАС России, УФАС России в судебном порядке не отменено, обеспечительные меры в виде приостановления действия указанного решения судом не принимаются, в связи с чем основания для исключения сведений в отношении Заявителя из Реестра отсутствуют.

 

Вопрос: Возможно ли отклонение участника, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков в качестве учредителя юридического лица в случае, если такой участник подает заявку на участие в закупке в качестве индивидуального предпринимателя?

 

Ответ: Согласно пункту 1 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация о наименовании, фирменном наименовании (при наличии), месте нахождения (для юридического лица), фамилии, имени, отчестве (при наличии), идентификационном номере налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства об аналоге идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается в том числе информация о фамилиях, именах, отчествах (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе. В случае если в документации о закупке установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, комиссия заказчика отстраняет несоответствующего требованиям участника, сведения о котором находятся в Реестре, в том числе, если данные сведения об участнике включены в Реестр в качестве учредителя, члена коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, включенного в Реестр. В соответствии с частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, индивидуальный предприниматель в соответствии с гражданским законодательством является физическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На основании изложенного, если участником закупки является юридическое лицо и сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки содержатся в Реестре, то комиссия заказчика отклоняет заявку такого юридического лица в случае, если в документации о закупке установлено требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В случае, если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которое является учредителем, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и сведения о нем содержатся в Реестре, заявка такого участника признается несоответствующей требованию, установленному в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Вышеуказанная позиция поддерживается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2017 № Ф09-1846/17). С учетом вышеизложенного, в соответствии с действующими положениями Закона о контрактной системе комиссия заказчика вправе отклонить закупку участника закупки – индивидуального предпринимателя, сведения о котором включены в Реестр в качестве физического лица - учредителя юридического лица.

 

Вопрос: Об изменении срока действия контракта и срока выполнения работ в сфере закупок.

 

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, изменение условий контракта, включая срок действия контракта, допускается в случаях, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

 

Вопрос: Каковы результаты контроля осуществления надзора при проведении государственных закупок.

Ответ: Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок поданных  в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2017 году поступило 404 жалоб на действия государственных (муниципальных) заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по размещению закупок. Из них возвращено 35, отозвано заявителями 56, рассмотрено 313.       

По результатам рассмотрения  168 жалоб признаны необоснованными и 145 обоснованными.

По результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в соответствии со статьей 99 Закона о ФКС было выдано 254 предписания.

В соответствии со статьей 106 Закона о ФКС было рассмотрено 45 представлений Заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков хозяйствующих субъектов. По итогам рассмотрения, которых 14 хозяйствующих субъектов были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Управление в 2017 году в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации было возбуждено и рассмотрено 145 дел об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства о контрактной системе. По итогам рассмотрения 14 дел прекращено по основаниям, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Сумма наложенного штрафа составила 1 676 тыс.рублей, сумма взысканного штрафа составила 1 433 тыс. рублей.

Вопрос: Указать соотношение общих и специальных норм Правил №861 в случаях технологического присоединения между сетевыми организациями. Применимы ли требования пункта 9 Правил технологического присоединения к заявке на такое присоединение при ее подаче в смежную сетевую организацию (в соответствии с пунктом 41 названных Правил), в частности указания максимальной мощности энергопринимающих устройств.

Применяются ли требования к заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям пункты 9, 10 Правил №861 при подаче заявки смежной сетевой организацией? Какие основания имеются у смежной сетевой организации для подачи заявки в вышестоящую организацию?

Ответ: В письме от 28.04.2016 №ВК/28761/16 Федеральная антимонопольная служба давала разъяснения законодательства в сфере электроэнергетики. Считаем, что в данном письме содержатся ответы на вышеуказанные вопросы.

Вместе с тем дополняем, что сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. В случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с настоящими Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с настоящими Правилами.