• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги публичных обсуждений:вопросы и ответы

Вопрос: Как можно принять участие в торгах по аренде и продаже государственного и муниципального имущества?

Ответ: Для того, чтобы принять участие в торгах по аренде и продаже государственного и муниципального имущества, необходимо найти соответствующее актуальное извещение на этапе подачи заявок в профильном разделе на официальном сайте www.torgi.gov.ru, ознакомиться к извещением, документацией, описанием объекта продажи, проектом договора, договориться с организатором торгов о месте и времени осмотра имущества. После принятия решения об участии в торгах, необходимо оплатить задаток в размере, указанном в документации, и по реквизитам, указанным в аукционной документации. Затем подготовить заявку на участие в аукционе по форме, установленной организатором торгов, приложив к ней копию паспорта (все страницы), копию платежного поручения, подтверждающего внесение задатка, и подать заявку по адресу организатора торгов, указанному в аукционной документации, получив при этом подтверждение получения заявки на участие в аукционе. Все документы в составе заявки должны быть хорошо читаемы, и, желательно, заявку прошить и закрепить.

После окончания подачи заявок организатор торгов опубликует соответствующий протокол о допуске к участию участников на аукцион, уведомив дополнительно письмом.

На аукцион необходимо прибыть в место и время, указанное в аукционной документации, лично участнику аукциона либо представителю с надлежаще оформленной доверенностью.

Участник, предложивший наибольшую стоимость имущества, признается победителем.

Далее организатором торгов участнику направляется проект договора на подписание, после подписания договора покупатель оплачивает стоимость имущества за вычетом задатка, который входит в стоимость имущества.

На основании акта приема-передачи имущество передаётся покупателю.

 

Вопрос: Есть ли в настоящее время альтернатива концессии?

Ответ: Действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих собственнику передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным и муниципальным предприятием и учреждением.

Такую правовую позицию установил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 31 июля 2017 года № 303-КГ17-4054.

 

Вопрос: В отделе архитектуры администрации одного из районов Рязанской области работники этого отдела при обращении граждан раздают визитки с контактами организации, оказывающей возмездные услуги по разработке проектов, планов и иных кадастровых работ, рекомендуя воспользоваться услугами именно этой организации для ускорения решения вопроса, с которым обратился гражданин в администрацию. Законно ли это?

Ответ: Данные предложения или требования, поступающие от работников отдела архитектуры органа местного самоуправления, незаконны и нарушают положения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В случае установления данного факта и наличия достаточных доказательств, антимонопольный орган выдает предупреждение о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также вправе привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.

 

Вопрос: Я направил заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям мощностью 10 кВт. Мне было отказано, т. к. отсутствует технологическая возможность. Правомерно ли это?

Ответ: Отказ в технологическом присоединении по причине отсутствия технической возможности в данном случае незаконен.

В отношении заявителей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), Правила ТП предусматривают следующие особенности:

независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил ТП, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил ТП)).

Вопрос: Каковы последствия неисполнения предупреждения? Можно ли его обжаловать?

Ответ: Согласно пунтку 3.5 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2011 г. N 874 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства"

в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447.

Поскольку предупреждение относится к ненормативному правовому акту, оно может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

Вместе с тем предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

Вопрос: Как можно выйти из РНП в случае попадания в него? Только по истечении двух лет или есть еще способы?

Ответ: В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров ( ч. 2 ст. 5 223-ФЗ).

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра (ч. 5, ст. 223-ФЗ).

Ни за какое хорошее поведение нельзя добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков (РНП). Но поставщик вправе «включение сведений… в РНП или содержание таких сведений обжаловать в судебном порядке» (часть 6 статьи 5 223-ФЗ).

 

Вопрос: Должен ли Заказчик по 223-ФЗ документально обосновать максимальную стоимость контракта?

Ответ: Нет, такой обязанности по закону для субъектов 223-ФЗ не установлено.

 

Вопрос: Рядом с моим домом открылся второй магазин «Пятерочка». Является ли это нарушением законодательства о торговле? Как предотвратить экспансию федеральных торговых сетей? Предусмотрена ли за это какая-либо ответственность?

Ответ: В статье 14 Закона о торговле установлено, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Однако каких-либо мер административной ответственности за подобные действия федеральных торговых сетей не предусмотрено.

Вопрос: Можно ли разместить в единой информационной системе в сфере закупок техническую часть документации о закупке в формате, не позволяющем осуществить поиск, копирование и печать фрагментов текста?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 50 и частью 2 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы. Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт). При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила). Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением. Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок. Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").

ФАС России обращает внимание, что размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается. Таким образом, по мнению ФАС России, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления: текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос: Правомерно ли объединять в один лот строительно-монтажные работы с поставкой и установкой оборудования?

Ответ: Правомерно, если оборудование технологически и функционально связано с работами.

 

Вопрос: При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит ли размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет?

Ответ: Практика закупок работ строительных многочисленна, в числе наиболее важных вопросов применения положений Закона о контрактной системе является вопрос описания объекта закупки.

На протяжении нескольких лет актуален спор двух подходов, согласно которым сторонники одного утверждают о необходимости включения в состав документации о закупки проектной документации, поскольку полное описание объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе является исключительно проектная документация. Сторонники другого подхода указывают на достаточность при описании объекта закупки устанавливать, например, лишь перечень видов работ, материалов.

Анализ административной практики показывает необходимость включения в состав документации о закупки проектной документации в связи со следующим.

При осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, определение объема выполняемых работ, при отсутствии в составе документации о закупке проектно-сметной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, и подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о закупках, невозможно.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Следовательно, капитальный ремонт, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется на основании проектно-сметной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, а также объем выполняемых работ.

С учетом изложенного отсутствие в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом закупки, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ в документации о закупки, размещенной в ЕИС, приводит к невозможности формирования участником закупки заявки.

Необходимо отметить, что многолетний спор двух вышеуказанных правовых подходов разрешен правовой позицией, выработанной Верховным Судом Российской Федерации, в частности, в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, согласно которому при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке в ЕИС.

 

Вопрос: Представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта?

Ответ: Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию банковской гарантии, а также к перечню документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием. Требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, перечню документов, прилагаемых к ней, определены также в силу пункта 7 части 2, части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", следовательно, участник закупки имеет возможность заблаговременно проверить правильность содержания банковской гарантии, полученной от банка.

Таким образом, представляемая участником закупки банковская гарантия должна отвечать требованиям законодательства в сфере закупок.

Неисполнение данных требований в силу части 6 статьи 45, частей 3 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, представивший банковскую гарантию с недостатками, считается уклонившимся от заключения контракта.

Вопрос: Каких случаях и в какие сроки необходимо размещать отчет об исполнении контракта?

Ответ: Согласно части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.

В соответствии с частью 11 статьи 94 Закона о контрактной системе, порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требования части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение).

Согласно Положению заказчики обязаны не позднее семи рабочих дней размещать информацию об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в Единой информационной системе в сфере закупок.

Таким образом, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты), то отчет, в соответствии с Положением, формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты такого этапа, а также в случае завершения исполнения контракта или его расторжения.

При этом если условиями контракта этапы не предусмотрены, но поставка товара и его приемка, а также оплата производятся регулярно (например, ежемесячно), то в данном случае заказчику необходимо составлять отчет и размещать его в единой информационной системе в сфере закупок.

 

Вопрос: Какие основания для включения (внесения) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике?

Ответ: Заказчик обязан направлять в контрольный орган (ФАС России, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки и поставщике (подрядчике, исполнителе; далее - поставщик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков в случаях, предусмотренных в ч. 4 - 6 ст. 104 Закона о контрактной системе.

К таким случаям относятся следующие:

1) победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта, и он был заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;

2) единственный участник закупки, контракт с которым заключается на основании п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, уклонился от его заключения.

3) контракт расторгнут по решению суда;

4) контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта.