Руководитель и его заместители подвели итоги работы Рязанского УФАС России за 2016 год

Сегодня в Краеведческом отделе ГБУК РО «Библиотека им. Горького» состоялась пресс-конференция руководителя Рязанского УФАС Росси Юрия Николаевича Гребнева и заместителей управления Евсикова А.А. и Ерошиной Я.А, посвященная итогам работы службы за 2016 год.

Контроль соблюдения Федерального закона «О защите конкуренции»

Руководитель управления рассказал о наиболее типичных нарушениях антимонопольного законодательства. Так, после внесения изменений в ФЗ «О защите конкуренции», произошедших в начале 2016 года, в Рязанском УФАС России снижено количество возбуждённых дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства и существенно возросло количество выданных предупреждений (83 предупреждения в 2016 году по сравнению с четырьмя выданными предупреждениями в 2015 году).

Большинство предупреждений своевременно исполнялось лицами, которым оно было адресовано, что позволило добиться оперативного устранения  выявленных нарушений и восстановить права заявителей. В свою очередь хозяйствующие субъекты, органы власти и их должностные лица избежали привлечения к административной ответственности.

Определённый интерес представляют дела, связанные с нарушением статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»: заключение хозяйствующими субъектами соглашений на торгах, в результате которых происходит распределение заказов между договорившимися лицами.

В 2016 году было возбуждено три таких дела, решения по которым планируется принять в 2017 году.

Как положительную практику следует отметить наметившуюся тенденцию снижения выявленных нарушений, совершённых органами местного самоуправления. Так, количество выданных органами власти предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства  в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилось в 4 раза.

Определяя задачи на 2017 год, Рязанское УФАС России  считает приоритетной работу по переходу от защиты конкуренции к активным мерам по её развитию  на территории  Рязанской области (в частности, рынок розничной реализации нефтепродуктов, а также рынок розничной реализации продовольственных товаров в некоторых муниципальный районах Рязанской области).

Кроме того, повышенное внимание будет уделено тарифному регулированию, проверке исполнения новых норм законодательства о торговле. Также остаётся весьма актуальной  тема, связанная с практикой по выявлению и  доказыванию картелей.

Руководитель управления отметил, что в ФАС России ежегодно подводится внутренняя оценка деятельности территориальных органов по развитию конкуренции на территории региона.

В 2016 году Рязанское УФАС  России заняло 5 место среди других субъектов по степени развития конкуренции.

Контроль соблюдения Закона « О контрактной системе»

Заместитель руководителя Евсиков А.А. сообщил, что в Управление за 2016 год поступило 364 жалобы, по результатам рассмотрения которых 100 были признаны обоснованными.

В большинстве случаев основаниями для признания жалоб необоснованными является злоупотребление заявителей своими правами, которые были отклонены от участия в процедуре размещения заказа по законным основаниям.

Было уточнено, что  с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны проводить торги в соответствии с Законом №44-ФЗ О контрактной системе. Изменение должно повысить уровень конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств.

Кроме того, в 2016 году практически в два раза увеличилось количество заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков хозяйствующих субъектов, нарушивших условия заключения и исполнения  контрактов.

Контроль за соблюдением Закона  «О рекламе»

Заместителем руководителя Ерошиной Я.А. освещены основные  моменты в работе управления антимонопольной службы за контролем рекламного законодательства и недобросовестной конкуренции.

РЕКЛАМА

2015

2016

Количество рассмотренных заявлений

155

67

Количество возбуждённых дел

105

38

Количество выданных предписаний

13

15

Количество вынесенных постановлений

31

42

Сумма наложенных штрафов

666.000

562.000

Сумма взысканных штрафов

407.000

458.000

Снижение количества  почти на половину направляемых в управление заявлений по нарушениям рекламного законодательства связано с уменьшением обращения граждан по вопросам незаконного направления sms-сообщений без получения предварительного согласия абонентов по статье 18 Закона о рекламе.

Однако доля таких заявлений в общем объёме остаётся значительной – 32 заявления.

Также Ерошина Я.А. рассказала об изменениях, коснувшихся антимонопольного регулирования в части выявления недобросовестной конкуренции, внесённых  «четвёртым антимонопольным пакетом.

Так, вместо одной 14 статьи в старом варианте Закона о защите конкуренции появилась целая глава 2.1., расширяющая возможности для оценки действий недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Изменился и процессуальных подход к рассмотрению заявлений и возбуждению дел. Теперь по многим статьям главы 2.1 закона о защите конкуренции предусмотрена выдача предупреждения, как превентивной меры перед возбуждением дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В 2016 году Управлением было выдано 2 таких предупреждения по фактам недобросовестной конкуренции на рынке оказания страховых услуг ОСАГО.

Наиболее часто встречающиеся затруднения при рассмотрении заявлений подобного рода становится сбор доказательной базы вины недобросовестного конкурента.

Особенно следует уделять внимание тому, какие убытки причинили или могут быть причинены  либо нанесли или могут быть нанесены деловой репутации хозяйствующего субъекта действиями недобросовестного конкурента.