Торговля кого выручит, а кого выучит (о внесении изменений в закон о торговой деятельности)

15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с целью совершенствования торговой деятельности.

Основные новации данного закона:

  1. установленные главой 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. определено понятие услуг по продвижению товаров, к которым относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров;
  3. предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, в сети Интернет;
  4. снижение совокупного размера вознаграждения торговым сетям в связи с приобретением у поставщиков продовольственных товаров определенного их количества и платы за оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг - с 10 процентов до 5 процентов от цены приобретенных товаров;
  5. сокращение сроков оплаты товаров с учетом срока их годности: 8 дней (для товаров со сроком годности менее 10 дней), 25 дней (при сроке годности от 10 до 30 дней), 40 дней (если срок годности свыше 30 дней, а также для российской алкогольной продукции). В настоящее время сроки оплаты составляют соответственно 10/30/45 дней;
  6. установление ряда запретов, в том числе: на создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, навязывание контрагенту определенных законом условий договора и пр.;
  7. усиление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности.

Рязанское УФАС России обращает внимание хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, что условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», заключенные до 15 июля 2016 года, необходимо привести в соответствие с новыми правилами до 1 января 2017 года.