Не вся информация о пиве является рекламой

В Рязанское УФАС России (далее - Управление) неоднократно поступают заявления граждан о размещении рекламных плакатов пива снаружи и внутри магазинов, а также вывесок о продаже пива. На основании рассмотренных обращений Управление сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  (далее Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.

Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В соответствии с частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Кроме того, из разъяснений ФАС России от 24.01.2011 г. №АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» следует, что системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Согласно Закона №218-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. 

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, вино, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Размещение указанных слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС России не усматривает (письмо ФАС России от 24.01.2011 г. №АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама»).

Из письма ФАС России от 26.06.2014 г. №АК/25450/14 «О квалификации информации» следует, что указание на здании в месте нахождения организации её наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля её деятельности (аптека, кондитерская, ресторан и т.д. и т.п.) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты и т.д. и т.п.), не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

Из письма ФАС России от 09.08.2006 г. №АК/13075 «О распространении рекламы пива» следует, что не являются рекламой пива сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные:

- на фирменной одежде, а также на утвари (бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, кранах, стойках баров, холодильниках и тому подобному), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах его производства и выставках.

В соответствии с письмом ФАС России от 13.09.2012 г. №АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» реклама алкогольной продукции может размещаться внутри тех территорий, на которых допускается реализация алкогольной продукции в соответствии с выданной лицензией  (территории магазинов алкогольной продукции, заведений общественного питания и т.д., имеющих лицензию на реализацию алкогольной продукции). Такая реклама должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной на потребителей, находящихся внутри данных территорий.

Таким образом, на основании изложенного и в соответствии с пунктом 3.19 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утв. Приказом ФАС № 711/12 от 23.11.2012г., по результатам рассмотрения обращений по вышеуказанным вопросам дела по признакам нарушения законодательства о рекламе Управлением не возбуждаются, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.